Автор: Коротина Марина Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории (ХМАО, Тюменская область, г.Сургут)
Цель: Развивать навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Способствовать восприятию сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе.
Активизировать знания детей о нравственных качествах и эмоциональном состоянии человека.
Коррекционно-развивающие:
Развивать имитационные навыки, память, внимание.
Развивать эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, желание совместно выполнять задания и получать результат.
Предварительная работа: проведение бесед по теме «Зима»; разучивание и проведение подвижных игр, упражнений с элементами имитации, наблюдения за снегом.
Материал: елки, «снежные сугробы», домик-ширма, две сюрпризные коробки, игрушка заяц, снежинки, иллюстрации с изображением поступков, мешочек, пиктограммы, фонарик, маски животных, сундучок, «волшебная» палочка, колпачки гномов, колокольчики, зефир.
Музыкальное сопровождение:
Процесс одевания одежды.
Игра «Снежки».
Игра «Волшебный сундучок».
Имитация движений зайца, медведя, лисы.
Давайте поздороваемся друг с другом.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят по кругу каждый своему соседу: «Я рад (а) тебя видеть, …(имя)».
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. А пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а сказочными чудесами. Сейчас в лесу зима, все в снегу, холодно. Давайте подумаем, какими словами можно рассказать о зиме, какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая.)
- Как мы должны с вами одеться, чтобы не замерзнуть? Давайте оденемся.
Дети имитируют процесс одевания одежды.
- Готовы? Мы пойдем, высоко поднимая ноги, потому что снега много, он глубокий. Поставим ручки на пояс, как я, и пойдем.
Высоко шли ноги по снегу без дороги.
Как тропинку увидали, по тропинке побежали.
И в волшебный лес попали.
- Как вкусно пахнет елками, морозом. Понюхайте.
- Ребята, а если вдруг мы заблудимся в лесу, что надо делать?
Игра «Ау».
- Пока мы с вами играли, в лесу уже стемнело (выключается свет). Лес темный, холодный, снежный. И никого нет. Вам не страшно? А мне немного страшно. Хоть бы был фонарик какой-нибудь, а то заблудимся и обратно в садик не придем.
- Посмотрите, сугроб, вот так чудо! А это что? (Фонарик.) Действительно, волшебный лес: мы только подумали о фонарике, а он уже у нас. Только не горит. Наверное, когда он в сугробе лежал, замерз. Давайте его согреем дыханием. Среди нас есть волшебники? Подуйте кто-нибудь один на него, согрейте. Нет, не получается. Может быть, другой подует? Нет, не получается. Наверное, нужен взрослый волшебник? Может быть, я? Нет, не получается. Что же делать? Помните, как в сказке «Репка»? Дед тянул – не вытянул, баба тянула – не вытянула. А когда же они вытянули? (Когда вместе были.) Давайте мы все вместе подуем и скажем волшебные слова «Раз, два, три – фонарик, пожалуйста, оживи». Ура! Получилось. Теперь, когда мы вместе, да еще с фонариком, я ничего не боюсь. А вы? (Свет включается)
- Как много снега намело. Я уже замерзла. Как можно согреться?
- Мы можем согреться, передав друг другу тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?
- Я передаю тепло моего сердца …(имя ребенка), улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку (дети выполняют упражнение по кругу). Ребята, почувствовали тепло доброты и нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись?
- А еще, чтобы нам согреться, надо поиграть. Давайте будем лепить снежки. Когда будем играть, нужно помнить правило: нельзя бросать снежок в лицо. Что нужно сделать, если случайно, вы попали снежком в лицо? (Извиниться).
- А какой снег бывает зимой? (Пушистый, скрипучий, липкий.)
Игра «Снежки».
- Какие снежки у нас получились? Спрячем их в волшебную коробочку. Несите аккуратнее, не уроните. А коробочку спрячем под елку. Может быть, пока мы гуляем в волшебном лесу, в нашей коробочке произойдет что-нибудь волшебное.
- Пока мы играли в снежки и не заметили, как оказались около избушки, а рядом с ней еще сундучок красивый стоит.
- Вам интересно узнать, кто живет в избушке?
- Давайте постучим. Тук, тук. Никого. Давайте позовем: «Ау»! Никого. Я посвечу фонариком, может быть, кого-нибудь увидим? Посмотрите, какой красивый зайчик здесь сидит.
- Зайчик, а почему ты такой грустный?
- Мне одному страшно и одиноко и грустно.
- Не бойся, мы тебя не обидим. Ребята, давайте развеселим зайчика.
Игра «Волшебный сундучок». Под музыку дети идут вокруг сундучка, музыка останавливается, и тот, кто первым успел на него сесть достает маску и изображает героя. Но в этой игре нужно не забывать о важном правиле: нельзя обижаться, если вы не успеете первым сесть на сундучок, нужно играть дружно. Мы должны показать пример зайчику.
Игра «Колокольчик» (дети в масках животных).
- Ребята, пока мы играли, коробочка наша со снежками куда-то исчезла.
- Зайка, ты не видел нашу коробочку?
- Видел, ваша коробочка лежит на волшебной поляне.
- Но мы дороги туда не знаем. Помоги нам, пожалуйста.
- Помогу, слушайте и запоминайте. Рядом с моим домиком лежит мешок. Вам нужно выполнить несколько заданий.
1. Найти правильный ответ в задании «Хорошие и плохие поступки» (Использование пиктограмм: радость, грусть).
2. Поиграть с волшебным колокольчиком в гномов.
- Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик. Колокольчик ты звени, в гномиков нас преврати.
Я гном, ты гном
(Ребёнок указывает на себя и на партнёра)
У меня дом,
У тебя дом.
(Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)
У меня щечки,
У тебя щечки.
У меня бровки,
У тебя бровки.
Я твой друг,
(Протягивает руку)
Ты мой друг.
(Партнер кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга.
(Обнимают друг друга)
- Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.
3. А потом пойдете заячьей тропкой, медвежьей и лисьей тропкой. (Дети вместе со взрослым выполняют задания).
- Ребята, вот мы благодаря помощи зайчика нашли нашу коробочку. Давайте поблагодарим зайчика. А теперь можно и открыть нашу коробку. Вот так чудо! Снежки превратились в зефир.
- Вот нам и пора в детский сад. А как нам из леса в сад попасть? Давайте скажем волшебные добрые слова: «Я хороший - ты хороший!».
- А теперь вспомним, как мы в лес попали и также отсюда и выйдем:
Высоко шли ноги по снегу без дороги.
Как тропинку увидали, по тропинке побежали.
И в детский сад опять попали.