Автор: Ширакова Дилафруз Сияровна, воспитатель МДОУ Детский сад «Сказка» (г. Надым)
Образовательные области: «Познание», «Физическая культура».
Интеграция ОО: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд», «Здоровье».
Форма: тематическая прогулка с экспериментированием.
Цели: формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Задачи:
1. Учить определять признаки осени: листья на деревьях пожелтели, опадают, кружась, на землю, идут дожди, перелетные птицы улетают на юг.
2. Дать представление о свойствах песка: сухой сыплется, влажный можно лепить.
3. Формировать у детей навык наблюдательности.
4. Побуждать к экспериментированию с песком, к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
5. Развивать любознательность, наблюдательность, зрительное восприятие и умение связывать увиденное со словом.
6. Воспитывать интерес к живой и неживой природе, умение радоваться красоте, желание бережно относиться к природе.
Методы и приёмы: организационный момент, беседа, эксперимент, рассматривание, показ воспитателя, самостоятельная деятельность детей, труд, подвижная игра, итог.
Материалы и оборудование: ярко оформленное письмо, совки на каждого ребенка, сита, воронки, пластмассовые бутылочки, детские лейки с водой.
Перед прогулкой воспитатель говорит детям: Ребята, сегодня рано утром, когда еще никого из вас не было в детском саду, сорока-белобока принесла вот такой конверт. Хотите узнать, что в нем?
Воспитатель открывает яркий конверт, украшенный осенними листьями, и читает:
«Ребятушки, опаздываю к вам, приготовил для вас осенние листочки да пирожки из песочка, но тут поднялся ветер-проказник. Разлетелись мои листочки в разные стороны, испортил ветер все пирожки. Меня занесло листьями. Выручайте!»
Воспитатель: Кто это может быть? Кто бы это ни был, будем помогать нашему незнакомцу? А как мы это будем делать?
Дети: Соберем осенние листья на участке, сделаем сами из песка пирожки, найдем его среди листвы.
Воспитатель: Тогда собираемся.
Придя на участок, воспитатель обращает внимание детей на деревья, стоящие на участке.
Наблюдение за листопадом
Ход наблюдения:
Воспитатель: Обратите внимание на опавшие листья. У всех ли деревьев одинаковые листья? Ребята, посмотрите, сравните их по цвету и форме. Одинаковые ли листья у разных деревьев? (Воспитатель предлагает детям сравнить листья березки, рябины и ивы.) Образовательная область «Художественное слово»
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
Желтые, красные листья.
В нашем саду листопад.
По ветру вьются, летят
Желтые, красные листья.
Воспитатель с детьми рассматривают собранные детьми листья и отбирают самые красивые.
Игра с листочками: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Мы — листочки, мы — листочки,
(Дети стоят кружком, держа в руках листочки.)
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
(Разбегаются по дорожкам.)
Мы летали, мы летали —
(Бегают, помахивая листочками.)
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок,
И уселись мы в кружок.
(Садятся на корточки, листочки держат над головой.)
Ветер снова вдруг подул
(Разбегаются по дорожке.)
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
(Подкидывают листья вверх.)
И на землю тихо сели.
Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.
Воспитатель: Вот мы и выполнили первую просьбу незнакомца, а о чем он нас еще просил?
Дети: Слепить из песка пирожки.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы у нас для этого есть: сита, воронки, пластмассовые бутылочки. Давайте насыплем в бутылочку песок. Его надо сыпать аккуратно, через воронку, пользуйтесь совочками, не набирайте много песка, будьте аккуратны. (Дети выполняют действия с песком, обратить внимание детей, у кого плохо сыплется в бутылочку без воронки.) А кто хочет насыпать песок в сито? Что, не получилось? Почему? Просыпается песок! Через сито можно только просеять песок. Песок сухой, сыпучий! Можно ли из такого песка сделать пирожки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было лепить?
Дети: Полить водой.
Воспитатель: Давайте польем песок из лейки, перемешаем совком. Он стал влажный. (При сравнении цвета сухого и влажного песка педагогу нужно добиться правильного ответа.) Попробуйте насыпать влажный песок в бутылочку. Почему не сыплется? (Не сыпучий, не сухой, влажный.) Попробуйте слепить из влажного песка пирожки с помощью совка. (Дети из влажного песка формируют пирожки.)
Использование художественного слова во время изготовления пирожков:
Пирожочки мы печем,
В гости всех к себе зовем:
Заходите, не стесняйтесь!
Очень вкусно, угощайтесь.
Вот полезная еда:
В ней песочек и вода.
Воспитатель: Что мы можем сказать о свойствах песка?
Вывод: сухой песок сыплется, а влажный нет, из сухого песка ничего нельзя слепить, а из влажного можно.
Воспитатель, увидев много листьев под деревом, подходит с детьми к дереву, разгребает листву, находит маленького резинового ёжика.
Воспитатель: Вот кто к нам спешил! Посмотрите, ребята, нашелся наш незнакомец — маленький ёжик. Да он не с пустыми руками, с корзинкой. (Находят в корзинке шишки.) Шишки мы возьмем в группу и что-нибудь смастерим из листьев и шишек для ёжика.
Труд в природе: собрать осыпавшиеся листья в кучу.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Игра с ёжиком «Найди свой домик».
Цели: учить быстро действовать по сигналу и ориентироваться в пространстве.
Итог прогулки: Кому мы помогали сегодня, как мы это делали?
В группе дети изготавливают поделки из природного материала и дарят ёжику.