Автор: Жеронкина Елена Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ д/с комбинированного вида «Одуванчик» (г. Балашов Саратовской области).
Образовательная область: Познание (формирование элементарных математических представлений).
Интеграция образовательных областей: «Познание, «Здоровье».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Программные задачи:
Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.
Продолжать учить решать арифметические задачи, выделяя в задаче условие, вопрос, решение и ответ.
Совершенствовать знания о составе числа 7 из 2-х меньших чисел
Упражнять в умении находить по схемам соответствующие блоки и выкладывать из них дома в соответствии с чертежом.
Формировать навыки ориентировки на листе в клетку.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память.
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищам.
Закрепить знания правил при письме.
Планируемые результаты: Дети владеют прямым и обратным счетом в пределах 10; умеют решать задачи, выделять в задаче условие, вопрос, решение и ответ, моделируют задачу с помощью счетных палочек; находят необходимый блок по схеме; строят дом по чертежу; умеют собирать изображение (ключ) из частей.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры с цифрами от 1 до 10; игра «Логические блоки Дьенеша»; схемы; чертежи домов; счетные палочки; Золотой ключик (целый и разделенный на 7 частей); тетрадные листы; ручки.
Содержание НОД
Организационный момент.
Введение:
Заходит Мальвина, тянет за руку Буратино.
Мальвина: Пойдем, говорю тебе; пойдем; здесь нам обязательно помогут! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все!
Обращаясь к Буратино: Здоровайся!
Буратино: Здрасьте!
Воспитатель: Здравствуйте, Мальвина и Буратино! Мы очень рады вас видеть, но по вашим лицам я вижу, что что-то произошло, я права? Расскажи нам, Мальвина.
Мальвина: Конечно, произошло! Этот несносный мальчишка снова без разрешения ушел из театра и, представляете, побывал в царстве Снежной Королевы. Да ещё и Золотой ключик потерял – а без него наша сказка и все мы исчезнем.
Буратино: Да не потерял я его! Ключик похитила Снежная королева, превратила его в льдинку и разбила на маленькие кусочки. А осколки разбросала в какой-то стране Ма-те-ма-ти-ка.
Воспитатель: Такая страна есть – мы с ребятами часто гостим в ней: нас там учат считать, сравнивать, измерять. Если вы хотите, сегодня вы можете отправиться туда вместе с нами.
Мальвина и Буратино: Да, мы очень хотим побывать в этой стране – может и золотой ключик отыщется!
Воспитатель: Нам надо пройти по геометрическим фигурам с цифрами от 1 до 10 – и мы окажемся в волшебной стране.
Часть 1.
Воспитатель: Чтобы узнать на сколько частей разбился Золотой ключик, надо решить задачу:
Вот пять зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
Дети определяют структуру задачи (условие и вопрос) и с помощью воспитателя обозначают цифрами числовые данные.
Воспитатель еще раз читает задачу и предлагает ответить на ее вопрос. Дети объясняют решение задачи. Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает: «Для того чтобы ответить на вопрос задачи, нужно к пяти прибавить два. Получится семь». Значит, золотой ключик разбился на 7 частей.
За правильный ответ дети получают один осколок ключа.
Воспитатель: Ребята, получилась новая задача: «Было 7 осколков золотого Ключика. Один мы нашли. Сколько осколков нам осталось найти?
Часть 2.
Воспитатель: Ребята, когда льдинки ключика падали в страну Математика, они разрушили несколько домов местных жителей. Давайте поможем им восстановить эти дома. Сначала каждый из вас выберет необходимые блоки по схемам, и лишь потом, пользуясь рисунком, построит дом.
Работа с блоками Дьенеша.
В коробке игры «Логические блоки Дьенеша» дети находят еще 3 осколка.
Разбор состава числа 7 из 4 и 3 .
Часть 3.
Воспитатель: Мальвина, Буратино, а вы помните как выглядит ваш ключ? А ведь ребята его никогда не видели. Чтобы все узнали форму вашего ключа, давайте напишем графический диктант на листах в клетку.
Но прежде, давайте вспомним, правила, которые надо соблюдать при письме.
- сидеть надо прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы стоят на полу;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;
- левой рукой придерживать тетрадный лист.
Дети получают еще один осколок.
Разбор состава числа 7 из 5 и 2.
Воспитатель: Положите перед собой лист так, чтобы точка находилась в левом верхнем углу.
Графический диктант «Ключ».
Появляется еще один осколок.
Разбор состава числа 7 из 6 и 1.
Часть 4.
Воспитатель: Теперь у нас есть изображение Золотого ключика. Посмотрите на эти коробки и скажите, какую из них надо открыть, чтобы расколдовать ключ; на какой из них нарисован силуэт нашего ключика.
За правильный ответ дети получают еще один осколок и выкладывают изображение ключа из осколков по нарисованному силуэту.
Мальвина и Буратино открывают коробку, находят ключ, благодарят детей за помощь.
Итог НОД:
Воспитатель: А теперь нам можно возвращаться домой в наш любимый детский сад. Для этого надо пройти по геометрическим фигурам с цифрами от 10 до 1.
В группе детей встречает корреспондент газеты «Мир детства».
Вопросы: Вы только что вернулись из путешествия – где вы были?
Что привело вас в эту страну?
Чем вы занимались?
Вам понравилось?
Хотите ли вы еще раз побывать в стране Математика?
Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.