Поиск по сайту

 

Автор: Вера Владимировна Калашникова, воспитатель МДОУ детский сад «Красная шапочка» (гп Междуреченский).

Скачать презентацию

Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы - педагоги зачастую забываем о своем здоровье.

Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

В настоящее время насчитывается около 40 основных определений здоровья. Одним из лучших считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адоптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:

Во-первых: педагогическая профессия - профессия здоровьеразрушающая. Во-вторых: мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь всё реже идёт в педагогику. Можно проанализировать, к чему ведёт нехватка молодёжи в педагогике. Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных способностей. И здесь же создаётся психологическая напряженность в работе. Это очень вредно и для самого педагога, так как порождает психосоматические болезни и усиливает проявление хронических заболеваний. Кроме всего прочего у многих педагогов нет возможности полноценно восстанавливать здоровье - приобретать качественные продукты, после выезжать летом на отдых в пансионаты или в санаторий.

Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после избыточной работы, надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях?! Как вообще поправить или сохранить своё здоровье?! Будем реалистами - никто, кроме вас самих, не решит этих проблем. Даже врачи не смогут заставить вас по утрам делать зарядку, правильно питаться, следить за соблюдением режима дня. И к сожалению, педагоги часто не хотят ничего делать для себя самостоятельно. Стандартный ответ «я устала на работе». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже не на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз мы устаём уже сейчас, что будет через пол года, через год, через пять лет?

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих болезней. Статистические данные по заболеваемости педагогов обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания.

1. Сердечно-сосудистые.

Многие считают, что сердце человека - это насос по перекачке крови. Но кроме того, у сердца есть другие очень важные задачи-духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на равнодушие, и зло. Любая информация, поступившая в мозг, проходит через сердце. Не зря говорят «сердце кровью обливается», «он разбил моё сердце», «сердцем чувствую». Педагоги, как правило, люди эмоциональные их сердце работает в чрезмерном режиме и поэтому быстрее изнашивается. Вспомним, что происходит при сердечном спазме? Сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течёт через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода, результат – сердечно сосудистые заболевания.

2. Желудочно-кишечные.

Желудок – это орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнение начинает много есть, что бы успокоиться. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобно удару кулака по желудку, от которого тот слабеет и заболевает. Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается кишечник, любое напряженное состояние, любая опасность угнетает кишечник. Он сжимается, изменяется его химическая среда, возникают неблагоприятные условия существование полезной микрофлоры, которая начинает погибать. Ее место занимает патогенная микрофлора, за которой приходит дисбактериоз, а за тем и многие хронические болезни.

Ко всему этому можно добавить недостаточно правильное и регулярное питание, и вот работа органов пищеварение основательно нарушена.

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Проблема остеохондроза, является одной из самых серьезной для педагога. С чего начинаются проблемы позвоночника? Проблемы начинаются с утраченной упругости межпозвоночного хрящевого диска. Причина этого - воздействие многих факторов, основные из которых - наследственность и опять же неправильный образ жизни. На наследственность выпадает от 10 до 50 %всех наших проблем. Остальные проблемы возникают по ряду объективных и субъективных причин.

4. Заболевания крови.

Болезни крови могут возникать из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Кровь - это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы - камни, с шумом падающие в это озеро, расплескивающие воду, пугающие спокойствие в царстве. В кровь вследствие стресса попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ необходимых для физической борьбы. Но борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнатам или принимаемся за еду, а в худшем страстно переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее, изменяя состав и кислотность.

5. Нарушения функций щитовидной железы.

Эти нарушения очень сложное явление. Проблему со щитовидкой многие называют «проглоченной обидой». Всю неправду жизни чувствует и эта железа. В случае несправедливости многие ощущают напряжение в области горла. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. Подобные спазмы ведут к заболеванию щитовидной железы. Патологические узелки могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание-ларингит.

Основные причины заболеваний педагогов:

Главным болезнеобразующим фактором для педагогов является профессиональный эмоциональный стресс. А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.

Следующие две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая.

Мировоззренческие причины:

1. Неумение принимать жизнь без критики.

2. Наличие высоких жизненных притязаний, несоответствующих возможностям.

3. Неумение найти своё место в жизни.

4. Неосознание себя частицей исторических процессов.

5. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём.

6. Незнание того, что каждый из нас нужен на своём месте.

Психические причины:

1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.

3. Частое превышение своих психических возможностей.

4. Неумение вырастить в себе эмоцию радости.

В нашем детском саду работа по укреплению здоровья педагогов ведется в двух направлениях:

1. Профилактика эмоционального выгорания.

2. Укрепление физического здоровья.

Чтобы эта работа была более эффективной, т.е. имела положительные результаты, мы используем следующие методы:

1. Психологические тренинги. У нас в саду работает психолог, и именно он занимается профилактикой эмоционального выгорания педагогов. Работа ведется целенаправленно и регулярно, этот метод применяется на педсоветах, педчасах, а при необходимости – в индивидуальных собеседованиях.

2. Лечебная физкультура. Уже второй год в нашем детском саду существует оздоровительный клуб «Берегиня». Занятия проводятся регулярно, и посещать эти занятия два раза в неделю имеют возможность все сотрудники сада. У многих из них выявлены заболевания опорно-двигательной системы, и поэтому специалистами ЛФК, работающими в нашей поликлинике был разработан и рекомендован для проведения комплекс гимнастики по профилактике и лечению остеохондроза.

3. Аромотерапия - т.е. воздействие на организм аромомаслами, из различных растений. Этот метод активно используется нами уже два года. Проводится он под контролем старшей медсестры и охватывает два направления: профилактика простудно-вирусных инфекций (кедровое масло), а так же для психологической разгрузки педагогов (масло лаванды).

4. Арттерапия – использование для психокоррекции средств искусства. Занятия по музыке для педагогов проводит музыкальный руководитель, и эти занятия очень способствуют психологической разгрузке.

5. Цветотерапия – поддержание эмоционального настроя с помощью цвета. Этот метод очень популярен. В нашем саду разработан проект, которым можно воспользоваться.

6. Диспансеризация – т.е. ранняя диагностика. В этом учебном году диспансеризацию у нас прошли 100% педсостава. Очень важно, что этот осмотр дал возможность сотрудникам пройти глубокий осмотр у специалистов, получить рекомендации.

7. Вакцинация. Проведение прививок, как плановых, так и сезонных (например, от гриппа)

8. Фитотерапия. Этот метод подразумевает использование для профилактики и лечения различных заболеваний лекарственных растений. Подобный метод мы только собираемся освоить. Направление уже выбрано – применение травяных сборов для укрепления сердечно – сосудистой системы.

Мы уверенны, что все эти методы, используемые в комплексе и системно, дадут ощутимые результаты. Все педагоги должны более бережно относиться к своему здоровью, нужно всеми силами стремиться поддерживать, укреплять и сохранять.

Добавить комментарий