Поиск по сайту

Информационная карта собственного педагогического инновационного опыта

1.Общие сведения.

Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность Стаж работы в должности
Ширчкова Галина Васильевна

МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида» Республики Мордовия. г. Ковылкино 431350ул. Большевистская д.9.

Воспитатель 26 лет

 

Тема инновационного опыта Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду
- Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия совершенным тенденциям развития образования, его практическая значимость). - Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении.
- Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов). - Новая организация воспитательно-образовательного процесса с использованием современных программ и здоровьесберегающих технологий.
- Наличие теоретической базы.

- Индивидуально-групповая работа с детьми в период адаптации с привлечением родителей и педагогов-специалистов.

- «Технология личностно-ориентированного подхода» И.С. Якиманская.

- Ступени общения: от года до семи лет. Л.Н. Лигудова, Е.О. Смирнова.

- Разработка для родителей анкет, памяток для адаптации, рекомендаций.

- Ведущая педагогическая идея. Использование информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах и в свободной деятельности детей.
- Оптимальность и эффективность средств. Разумное сочетание традиционных и современных подходов. Создание условий для успешной социализации личности.
- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение воспитанников). Максимально благоприятная социальная адаптация детей к условиям детского сада.
- Возможность тиражирования.

Отправлена статья на сайт «Всё для детского сада» на  тему «Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду», в которой обобщён опыт работы по данной проблеме.

Опубликована статья в газету «Голос Примокшанья» в г. Ковылкино, Республики Мордовия на тему: «Мой подход к работе с детьми».  

3. Описание инновационного опыта воспитателя.

В 2009 году я выпустила из стен детского сада детей подготовительной группы в школу. На смену им пришли дети первой младшей группы, т.е. дети с «большими проблемами маленького человека». Я сильно переживала, беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», « Как с ними надо работать?»

Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые, и малыши. Поэтому я наметила свой план работы по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду». Необходимость в такой теме появилась на основании того, что я заметила как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.

Цель плана работы: создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.

Задачи:

- изучить психофизиологические особенности детей;

- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;

- привлечь родителей к реализации этого плана работы.

Первый этап - 2009-2010 учебные годы предполагал индивидуальную работу с трудно привыкающими к режиму детского сада детьми. Этим детям уделялось максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. С детьми организовывались групповые и индивидуальные игры, чтобы заинтересовать ребёнка, и как можно больше приблизить его к себе.

Результат первого этапа плана:

Эти годы прошли со своими сложностями и трудностями. Но и, конечно же, заметен положительный результат работы. Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни.

Второй этап плана: заключается в привлечении родителей и педагогов-специалистов к реализации этой темы. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? На сколько быстро адаптируется? Чтобы ребёнку легче было войти в новую среду, чтобы гладко и легко прошёл период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребёнка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. С родителями проводились различные консультации. В уголке «Азбука вежливости» (Разговор с родителями), давались советы, как помочь ребёнку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада. Чтобы помочь родителям в период адаптации велась совместная работа и со специалистом по физическому воспитанию.

Результат второго этапа показал, что прислушиваясь к мнению воспитателей, дети этих родителей адаптируются быстрее от того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни.

Таким образом, тема «Адаптация детей младшего дошкольного возраста», рассчитанная на 2 года, дала положительные конкретные результаты. Опыт работы обобщён и систематизирован в статьях и в рамках МБДОУ и на августовской конференции в г. Ковылкино.

 

Автор: воспитатель Ширчкова Галина Васильевна (МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида», г. Ковылкино, Республики Мордовия).

Смотри также: Статья «Адаптация детей младшего возраста в детском саду»

Добавить комментарий