Поиск по сайту

Автор: Николаенко Елена Владимировна. 

Все материальные и духовные ценности на Земле созданы трудом человека. Ребенок-дошкольник еще мал, он не способен принимать деятельное участие в производстве, однако его постоянно окружают результаты человеческого труда. Отсюда цель трудового воспитания в детском саду – заложить основы отношения к труду как первостепенной, общечеловеческой ценности.

Для современной теории дошкольной педагогики определение научно-обоснованного содержания трудового воспитания и обучения имеет особую значимость, так как существующая ныне программа трудового воспитания, на основе которой строят свою работу массовые дошкольные учреждения, не имеет четких теоретических основ, во многих положениях повторяет традиционные подходы к трудовому воспитанию детей.

Анализ программных документов показывает, что, наряду с традиционными задачами, в работе необходимо использовать новые педагогические технологии, современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие принципиально новые возможности детей по освоению опыта трудовой деятельности.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром. Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, отражается на собственном опыте ребенка.

Особая педагогическая ценность метода проектов в том, что:

- метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывающим возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, идущей от детских потребностей и интересов, возраста и индивидуальных особенностей детей, стимулирующей детскую деятельность;

- метод проектов один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир.

Значимость метода проектов в том, что маленький конкретный проект, придуманный педагогом с детьми или одним ребенком, выступает «стеклышком калейдоскопа», благодаря которому складывается общая картина – процесс трудового воспитания, процесс обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное достижение цели.

Исходя из этого, работа, направленная на освоение опыта создания метода проектов, осуществлялась поэтапно, ступенчато:

I этап – целеполагание. Педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на более-менее продолжительный отрезок времени (или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта).

II этап – разработка проекта, то есть плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какое «снаряжение» пригодится при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.

III этап – выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд шагов к намеченной цели).

IV этап – подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

На современном этапе педагогами-новаторами проекты классифицируются по следующим основаниям:

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

За время работы над проблемой трудового воспитания были составлены и апробированы трудовые проекты, которые очень полюбились воспитанникам. Как же мы пришли к необходимости создания трудовых проектов?

Ярким примером может служить проект «Профессии». Заметив, что несколько детей говорят о профессиях родителей, решили поддержать разговор. Предложили обсудить этот вопрос с остальными детьми, и в результате завязалась дискуссия. В конце дня попросили детей расспросить родителей об их профессии. Рассказы детей на следующий день записали на магнитофон. Также мы рассматривали книги на эту тему, которые были в нашем книжном уголке.

Проект «Профессии» завладел вниманием всей группы, интерес детей сохранялся довольно долго. Мы сделали стенд с фотографиями, посвященный работе родителей. Занятия показали, что дошкольники готовы к глубокому исследованию предмета, в ходе которого им приходится решать довольно сложные задачи, используя имеющиеся навыки и знания. В ходе реализации данного проекта ребята действовали поодиночке и группами, им помогали родителя и педагоги. Проект «Профессии» у нас был первым, пробным и удачным. С него и началась наша работа.

Проект «Чистюли» – подарок ребят всей планете. Детям, приходившим раньше других, предлагалось собраться и выбрать территорию, которую они будут убирать. Такая уборка всегда оказывалась приятной неожиданностью для остальных детей и их родителей, которые проходили по этому участку. Главное в этом проекте – работа по секрету от всех, она увлекает ребят. Продолжением работы являлся приход в группу сказочного героя, помощника воспитателя, разгадавшего «тайну» чистоты и решившего поблагодарить малышей. Проект осуществлялся не только на участке детского сада, но и в здании. Ребята вытирали пыль с листьев, поливали цветы, ставили в вазочки собранные на улице осенние желтеющие листья. Этот проект стал традиционным.

Нас всегда поражает природное любопытство малышей, которое заставляет их задавать вопросы, заниматься исследовательской деятельностью, искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются. Работа по этой технологии соединила ее с методом погружения в определенную тему.

Тематическое погружение включает в себя три компонента:

- гибкое планирование тематических разделов;

- занятия коллективные;

- индивидуальная работа с отдельными детьми.

Эта методика имеет преимущества, как для воспитателя, так и для детей. Попробовали включить метод тематического погружения в трудовой проект, который назвала «Колосок». Хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Но не многие ребята знают, как хлеб появился на нашем столе, из чего он сделан, сколько труда и сил приложили люди разных профессий.

Работая над проектом «Колосок», старались отразить его в различных видах деятельности. В процессе непосредственно организованной деятельности мы считали количество кусков, на которые резали булку, составляли задачи, оценивали различные сорта хлеба. Наши воспитанники узнавали о праздниках, религиозных и семейных традициях, связанных с хлебом, знакомились с профессиями людей, участвующих в превращении колоса в ароматный хлеб. Проект «Колосок» тесно связан с первым нашим проектом «Профессии», является его продолжением.

Проводя тематическое погружение в данный трудовой проект, видно, как осознанно и заинтересованно действуют дети, стараясь самостоятельно или с помощью родителей узнать что-то интересное, и сообщить об этом педагогу и товарищам.

Работа над трудовыми проектами увлекла дошкольников, и они стали сами предлагать тему для проекта. Таким стал проект «Птичкины друзья». Практическая часть проекта включала в себя изготовление кормушек для птиц, заготовку корма. Итогом работы по данному проекту стал вечер загадок и отгадок «Наши пернатые друзья». Благодаря проведенной работе птицам будет легче зимовать.

Описанные проекты являются одной из составляющих работы по формированию осознанно-правильного отношения к труду и природе.

Работая по технологии «метод проектов», мы выделили еще один принцип, без которого невозможно трудовое воспитание. Это принцип «Сам». Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и почувствует потребность в той или иной деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделялось семи «Сам»:

- самостоятельность;

- самовыражение;

- самоутверждение;

- самоконтроль;

- самооценка;

- самообучение;

- самовоспитание.

Педагог при этом всегда готов помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, воспитатель развивает желание и потребности дошкольника в получении определенных трудовых умений (доступных его возрасту).

Вся работа с детьми осуществлялась при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязывалась» ребенку. Деятельность начиналась только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.

Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы действия.

В целом хочется отметить, что педагогическая технология, которую называют «метод проектов» – планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на создание основы личностной трудовой культуры. Она является важным условием подготовки ребёнка к существованию в окружающей среде. Это означает, что данная работа в системе дошкольного образования должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.

Добавить комментарий