Автор: Нурыева Инна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №24 «Космос» (г.Сургут, Тюменская область).

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

Название НОД: Ребенок и окружающий мир.

Цель: Расширять представления детей о домашних птицах и их птенцах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять представления о домашних птицах и их птенцах (особенности поведения, что едят, какую пользу приносят людям). Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида домашних птиц.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе, формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

Коррекционно-речевые: активизация словаря по теме, упражнять в склонении сущ. ед. и мн. числа, образовании сложных прилагательных, развивать связную речь.

«Художественная литература» - закреплять умение внимательно и заинтересовано слушать литературные произведения, развитие эстетического вкуса.

«Здоровье» - согласовывать движения с речью, развитие общей и мелкой моторики.  Следить за осанкой во время занятия.

«Социализация» - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарищей до конца, развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

«Коммуникация» - развивать умение поддерживать беседу, развитие диалогической речи, умение строить свои высказывания.

Словарь: пух, шпоры, перепонки, разгребать, названия птиц и птенцов, заботится и т.д.

Оборудование: иллюстрации домашних птиц и птенцов, иллюстрация «Птичий двор».

Предварительная работа: чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры «Коршун и наседка», «Цыплята и кот».

План НОД:

Организационный момент – активизация внимания.

- Утро, день, вечер, ночь, пролетают сутки прочь.

Игровое упражнение «Веселый денек» (дети встают в круг, каждый ребенок ловит - хлопает и называет части суток).

Утром встал гусак на лапки - потянулись

Приготовился к зарядке - ходьба на месте

Повернулся влево вправо - повороты

Приседанье сделал справно - приседания

Клювиком почистил пух – повороты головы

И скорей на стульчик плюх – присели.

Сообщение темы.

- Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Кто такие птицы? (живые существа, у которых тело покрыто перьями, есть клюв, крылья, хвост).

Пришла в гости птичница Наташка. Приглашает посетить ее птичий двор.

- Но сначала отгадайте, какие птицы живут у Маринки?

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это? (Это гусь.)

Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Выставляется картинка «Птичий двор».

- Как назвать этих птиц одним словом? (домашние). Почему? (человек о них заботится, строит для них дом, кормит) Почему человек заботится о домашних птицах? (они приносят пользу). Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (мясо, перья-пух, яйца)

Отправляемся на птичий двор,

Встречает нас там птичий хор.

Игр.упр. «Кто как кричит» (прослушивание аудиозаписи)/

- Кто так кричит? (Индюк). Что делает индюк? (Балбочет). Курица – кудахчет, гусь – гагочет, петух – кукарекает, утка крякает.

Игр.упр. «Чья семья?». Гусиная семья - гусь-гусыня-гусята и т.д.

Птичьи семьи вас встречают,

На зарядку приглашают.

Физминутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(Идут в перевалочку)

Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

(Вытянув шею, руки назад)

Наши курочки в окно – Ко–ко-ко! Ко–ко–ко!

(Остановились, в круг, крыльями бьют по бокам)

А индюк среди двора - Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

(Ругаются)

А как Петя – петушок

Рано-рано по утру нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

(Спиной в круг, на носочки, руки назад)

- Каких птиц мы видели у пруда? (уточки, гуси). Почему эти птицы любят ходить к пруду, что они там делают? (они любят плавать в пруду). Если эти птицы плавают в воде, это, какие птицы? (водоплавающие).

- Как выглядят лапки у гусей и уток? (три пальца вперед с перепонками, один назад). А зачем? А как выглядят лапы кур и индюка? (три вперед, один назад, на пальцах когти). А зачем? (разгребать землю, добывать корм). У всех птиц есть перья, чем отличаются перья уток и гусей от перьев кур и индюков? (перья прижаты к телу и покрыты жировой смазкой. Она не намокаети они могут долго плавать).

- Чем отличаются клювы? (у уток и гусей клюв плоский и широкий, они процеживают воду через боковые зубчики на клюве, оставляя все съедобное). Какой клюв у петухов и кур? (острый, чтобы клевать семена и зерна).

Игр.упр «У кого кто» - закреплять умение называть детенышей в ед. и мн. числе.

- В каждой птичьей семье есть птенцы, у каждой семьи разные, пока мы делали зарядку, все птенцы перепутались, поможем мамам найти своих птенцов?

У утки - …утенок (утята) и т.д.

- За домашними птицами Маринка ухаживает, кормит, называет ласково. А давайте, и мы придумаем для них ласковые имена.

Игр.упр. «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Утка - уточка, Петух- петушок, Курица- курочка, Индюшка - индюшечка, Цыплёнок - цыплёночек, Утёнок - утёночек, Гусёнок - гусёночек, Индюшонок - индюшоночек.

Пальчиковая гимнастика «Две курицы»

В сарае две курицы жили

(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)

Цыплят на прогулку водили

(постепенно разгибаем остальные пальцы)

За каждой ходили четыре ребёнка,

Четыре красивых послушных цыплёнка.

Четыре красивых цыплёнка

(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)

Цыплята любили все вместе гулять,

Толкаться, пищать, червячков искать

(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)

Как только стемнеет – все к мамам бегут,

(пальцы сгибаем, прижимаем к ладони)

Прижмутся друг к другу и сразу заснут.

(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение).

- Птичница Маринка хорошо ухаживает за своими питомцами. И они благодарят свою хозяйку. Куры, гуси, утки что несут? (яйца). Что можно приготовить из яиц? (яичницу, омлет, добавить в тесто). Пух и перья птиц хороши для подушек и перин.

- Домашние птицы не строят себе гнезда, птичница Маринка сама делает гнезда, а птицы откладывают и высиживают яйца. Из яиц вылупляются птенцы.

Игр. упр. «Один – много» - употребление в речи сущ. в ед. и мн. числе.

Итог. Обобщение.

- Ну вот и пора нам собираться домой. Спасибо за интересную встречу. Сегодня мы много интересного узнали, с птичницей Маринкой познакомились, с ее питомцами.

Игр.упр. «Обведи по точкам» - развитие внимания. Умение правильно держать карандаш.

- Каждому из вас Маринка подарила открытку, на которых нарисованы точки цепочкой. В этих точках спрятались птенцы. Точки все соедините, своего птенца вы назовите.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить