Поиск по сайту

Уровень инновационной деятельности Наименования ОУ Тема инновационной деятельности Наличие программы Срок реализации
Муниципальный эксперимент Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» «Психолого-педагогические условия гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры» Программа утверждена решением муниципального экспертного совета от 15.09.2008г. Протокол №1 Срок реализации 2008 – 2012 г.

 

Актуальность.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье» (2006- 2010).

Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом. Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% - со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников - аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.

Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов, патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.

Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:

формирование здорового образа жизни у дошкольников;

разработка инновационных оздоровительных технологий.

Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.

Именно это послужило обоснованием темы инновационного проекта «Психолого-педагогические условия гармонизации детско- родительских отношений средствами физической культуры»

Объект исследования:

В эксперименте приняло участие 120 детей дошкольного возраста, весь педагогический коллектив и родители воспитанников.

Цель эксперимента:

Определение и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры. Внедрение и совершенствование здоровье сберегающих технологий.

Концептуальной основой деятельности МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко» является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является:

- целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий,

- координация деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровье сберегающих технологий для нас является:

проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей;

исследований состояния здоровья детей;

диагностика физической подготовленности дошкольников;

анализ профессиональной компетенции воспитателей;

тематическая проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;

исследование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье».

Анализ созданных условий в детском саду.

Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.

Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

Выработка алгоритма деятельности.

Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Гипотеза эксперимента:

Если воспитательно-образовательный процесс организуется с учетом формирования у детей и родителей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, то эффективность воспитательно-образовательного процесса окажется выше, чем при традиционной организации.

Предполагаемые результаты:

- усвоение детьми основ здорового образа жизни;

- повышение физического уровня, и как следствие психического и социального здоровья детей;

- введение оптимального режима дня в детском саду и дома;

- формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- внедрение и совершенствование здоровье сберегающих технологий.

Возможности риска эксперимента:

Отсутствие желания детей и родителей участвовать в формировании здорового образа жизни.

Способы отслеживания результатов и предлагаемые формы их представления:

- мониторинговые исследования;

- педагогическая диагностика;

- тестовые задания.

Практическая новизна эксперимента:

Важно было создать условия для формирования и развития инновационных процессов. Была составлена программа «Управление инновационным процессом в МДОУ», в которой определены формы организации и содержание деятельности МДОУ.

- Работа с кадрами – формирование группы инновационного обеспечения и анализа хода реализации программы; обсуждение программы с участием по каждому разделу конкретных исполнителей; определение готовности необходимых документов.

- Педсовет – обсуждение порядка организации инновационной деятельности.

- Производственное совещание – распределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы.

- Работа творческих групп – обсуждение основ планирования и методического обеспечения инновационной деятельности.

- Работа по самообразованию – изучение научно – педагогической литературы по проблеме инноваций. Изучение опыта нововведений.

- Работа с родителями – сообщение на родительских собраниях о содержании и значении эксперимента.

- Информационное обеспечение – информирование об объеме и степени готовности необходимых документов.

- Контроль, анализ и регулирование – организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса.

Принимая решение о работе МДОУ в режиме эксперимента, мы в воспитательно-образовательном процессе и оздоровительной работе, направленные на физическое и психическое развитие ребенка, ценностное отношение его к своему здоровью, а так же к здоровому образу, создали следующие условия:

- расширили площади в группах для двигательной деятельности детей; оснастили физкультурный зал разнообразным спортивным оборудованием с учетом возрастных особенностей детей;

- установили тренажеры для работы с детьми вне занятий;

- дооборудовали кабинет физиотерапевтического лечения;

- установили лампу «Чижевского» для обогащения воздуха легкими аэроионами.

Для определения самой проблемы, мы рассмотрели причины её возникновения.

I причина – воздействие неблагоприятных экологических факторов;

II причина – неправильный образ жизни семьи.

К сожалению, есть семьи, где детей не учат в полном объёме как сохранить свое здоровье. Это и не удивительно. Сами взрослые не всегда понимают значимости здорового образа жизни, считают, раз ни чего не беспокоит, значит, я здоров. Тем самым являются негативным примером для ребёнка.

Установление благоприятных детско-родительских отношений помогает ребенку преодолеть выявленные проблемы, поэтому педагоги ищут эффективные и гуманные формы и методы приобщения родителей к взаимодействию с детьми, их понимания и поддержки в процессе переживания различных трудностей развития.

Все выше перечисленные причины по своей значимости являются составляющими элементами проблемы приобщения дошкольника к здоровому образу жизни детей. Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:

1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической - оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).

2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа жизни).

Для реализации поставленных задач в условиях опытно - экспериментальной работы, коллективом МДОУ была принято решение работать по программам  физического развития ребенка: Комплексная программа (базовый уровень); Программа «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, Л.А. Парамонова и др.); Региональная программа «Валдоня» (коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. М.Е. Евсевьева); Программа «Старт» (Л.В. Яковлева, Р. Родина, Р.А. Юдина); Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н. Стеркина Р.Б.).

Программы, обеспечивающие коррекцию нарушения развития: «Программа обучение и воспитание детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. (Старшая группа); «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Каше Г.А., Филичева Т.Б. (Подготовительная к школе группа).

Основными разделами оздоровительной работы в МДОУ является организация двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

На первом этапе эксперимента педагогический коллектив выделил основные три раздела:

Первый раздел - «Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей». Комплекс объективных критериев здоровья определяемый медиками и педагогами:

Антропометрия;

Группа здоровья;

Физическое развитие.

Второй раздел - «Рациональная организация двигательной активности детей».

Эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений на все физиологические системы и психические функции.

Третий раздел - «Комплекс психопрофилактических средств и методов, используемых в МДОУ»:

Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

Применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для детей;

Создание благоприятного психологического климата в МДОУ и по возможности в семье.

Хочется отметить, что перед началом эксперимента нам предстояло изучить внутренние резервы каждого участника. И поэтому первым шагом в работе являлось анкетирование, проведенное среди воспитателей и родителей МДОУ, опрос среди воспитанников. Мы решили выявить заинтересованность всех сторон в данном направлении.

Для определения результативности проводимой работы, педагогам предложили заполнить тест «Ваш творческий потенциал». Участвовало 19 педагогов.

Анализ обработки анкет, показал осознанность педагогами опытно-экспериментальной работы и готовность попробовать что-то новое. Педагоги обладают качествами, которые позволяют творить.

Анкетирование родителей, также подтвердило наше предположение о необходимости вести работу по созданию оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.

Родители в свою очередь ожидают от детского учреждения оздоровления детей, но многие мало времени уделяют вопросам оздоровления дома.

Для успешного осуществления дальнейшей работы в условиях экспериментальной площадки, старший воспитатель, руководитель ФИЗО, психолог провели для педагогов консультации на темы: «Двигательная активность на прогулке в зимний период», «Роль наглядной информации для родителей в сотрудничестве детского сада», «Социальное партнерство семьи и детского сада», «Кодекс общения», «Работа по физической культуре внутри детского сада и в семье», «Организация родителями отдыха детей».

Для информации родителей по вопросам здорового образа жизни во всех группах оформлены уголки под названием «Здоровый ребенок», «Доктор Айболит», «Здравик». Проведена консультация на тему: «Детская агрессивность». На общем родительском собрании детского сада обсуждали вопрос о начале эксперимента в МДОУ. В группах проведены собрания с родителями на темы: «Режим дня в детском саду и дома», «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «Игра в жизни вашего ребенка».

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стали широко использоваться профессиональные объединения медицинского персонала, малые творческие группы, куда входят специалисты нашего учреждения.

Каждый специалист выполняет ряд профессиональных функции, одна из которых - контроль за развитием ребенка (психолог наблюдает за психическим развитием детей; инструктор ФИЗО, врач, старшая медсестра - за здоровьем детей и их физическим развитием; логопед- работает над правильной постановкой звуков).

Хотелось бы отметить, что работа в режиме эксперимента, явилась стимулятором творчества деятельности педагогов.

- В 2008 году МДОУ участвовало в республиканском конкурсе «Самый здоровый детский сад» и был награжден дипломом 3 степени и подарком в виде спортивного инвентаря.

- В 2008 году в муниципальном конкурсе «Зеленый огонек» МДОУ заняло 3 место среди детских садов города.

- В 2008 году в республиканском конкурсе «Зеленый огонек» МДОУ заняло 2 место.

- В 2011 году в республиканском конкурсе «Детские сады – детям» заняли 2 место.

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по разработке и внедрению новых подходов и принципов построения физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы в детском саду с приоритетным оздоровительным направлением.

Трудности, возникшие в ходе проведения экспериментальной деятельности:

- воздействие неблагоприятных экологических факторов (причина не зависящая от нас);

- не все родители, дети которых посещают наше МДОУ, осознают необходимость проведения работы направленной на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Именно по этому мы хотим продолжить работу в условиях экспериментальной деятельности, которая будет направлена на психолого-педагогические условия гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры. Основной акцент в данной работе будет ставиться на взаимодействие с семьями воспитанников для реализации поставленных задач.

Автор: руководитель экспериментальной площадки, старший воспитатель Сотскова Н. И. (МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить