Автор: Николаева Жанна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ №1 (Калининский район, г. Санкт-Петербург).

Дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Главная цель успешной самореализации детей в образовательных областях – это формирование у ребенка способностей творчески осваивать и применять новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательское поведение выполняет важную функцию – функцию развития. Творчество является наиболее ярким проявлением исследовательского поведения. Ребенок способен испытывать удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого исследовательского поиска.

Один из наиболее распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения у малышей – дать готовую игрушку, не способную к трансформации, и удивляться, почему он ее выбрасывает через пару минут, или ограничивать его пространство. Ребенок трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Все это является проявлением любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску. У наших детей сейчас идет самый интересный возраст – возраст «почемучек». Поэтому, так важно отвечать на все вопросы детей, побуждать детей задавать вопросы причинно-следственного характера: Почему? Зачем? Что произойдет? Из-за чего? Как ты думаешь? Как сделать по-другому? И т.д.

Следующим условием развития поисковой активности у детей является создание предметной развивающей среды, доступной и насыщенной всевозможными средствами для самостоятельной исследовательской деятельности по всем образовательным областям, и не только в детском саду, но и дома.

Очень важно положительно реагировать на самостоятельную исследовательскую деятельность детей: не останавливать их, помогать и побуждать к дальнейшим исследованиям, не обижаться, если дети разольют воду или сделают что-то не так. Поддерживайте стремления детей к самостоятельным исследованиям, а также приручайте их к самостоятельной уборке после его проведения.

Желательно вместе с детьми рассматривать результат опыта: Что? Как? Почему произошло? Делать выводы. Эти условия помогут вам воспитать творческую личность, найти детям интересное познавательное занятие.

Полезно сделать зарисовку после проведения опыта, его ход и результат. Это поможет детям в развитии произвольных процессов: памяти, внимания, мышления и закрепит полученную информацию.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить