Поиск по сайту

Автор: Ардуванова Татьяна Геннадьевна, руководитель студии ИЗО, практический психолог «Центр развития ребенка» МБДОУ №51.

"Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

В системе обучения и воспитания детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению. Возникновение и развитие мышления - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у рёбенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления.

Мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку. В результате наблюдений психологи пришли к выводу, что мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. Жан Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание развития мышления. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и многие другие. Наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете - на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму. Образование понятий - результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс.

Интеллектуальное развитие мышления ребенка дошкольного возраста характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно - образное также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении произведений музыки, поэзии, изобразительного творчества. Поэтому, особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Для этого используют нетрадиционные приемы рисования в детском саду: рисование пальцами, печать от руки, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином, кляксография, монотипия и т.д. По утверждению Никитиной А.В. они не только положительно влияют на эмоциональное состояние детей, но и помогают развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику. Особенно важно это обстоятельство для детей, имеющих те или иные речевые нарушения, часто сопровождающиеся нарушением внимания и памяти.

По исследованию В.И.Дружинина, вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью». Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Поэтому так важно детям дошкольного возраста рисовать. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствуют исследования, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. С 2-3 лет дети в своих рисунках проходят стадии «каракулей», «головоногов», «добавочных носов детской логики». Подобные особенности рисунков проявляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети. Доказано, что существует определенный период детского рисования с началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Поэтому на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, для каждого возраста они разные. С детьми младшего дошкольного возраста на занятиях я использую такие приемы нетрадиционного рисования как: рисование пальчиками, оттиском печаткой из овощей: картофеля, моркови, свеклы. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск печаткой из ластика, техника восковых мелков + акварель, свеча + акварель, отпечатки из листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Для детей старшего дошкольного возраста мною разработана программа кружка «Цветные ладошки» по нетрадиционному рисованию, где дети могут освоить уже более сложные техники выполнения: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, монотипия предметная, печать по трафарету, кляксография обыкновенная, набрызг кистью, или зубной щеткой и др... Каждая техника по своему интересна. Например, применение различного вида печаток не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных красками. Печатку обмакивают в краску или прижимают к окрашенной «штемпельной подушечке»- плоскому куску поролона. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки, кусочка сырой картофелины, свеклы, моркови, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, подойдет и жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка». Кроме «печатания», «тычка», можно рекомендовать «растяжку», либо технику «расчесывания краски»: которая выполняется скольжением печаткой по листу, зубной щеткой или расческой с мелкими зубцами. Таким образом, получаются красивые перистые облака, дождевые струи, морские волны, колючки у ежа, травинки…

Нетрадиционные техники рисования являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Суть в том, что внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе рисования зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и кружке дополнительного образования нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.

Список используемой литературы:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 80 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 72 с.

3. Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий. М.: «Творческий центр», 2005.- 94 с.

4. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3х кн. -4-е изд.-М.:-гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.-Книга 1: Общие основы психологии.- 688 с.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование. Конспекты: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Спб.: КАРО, 2008.- 96 с. +16 с. цв. вкл.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. Ред. В.И.Дружинина. -Спб.:Питер, 2001.- 656 с.

7. Так ли важно рисование в жизни ребенка? [Текст] Ирина Дьяченко//Дошкольное воспитание. 2009. №8, с.27-33: ил

8. http://www.kalyamalya.ru/myarticles. Все о рисунке. Статьи. Александра Литвинская. ЧДДУ Aivija, Журнал Детки, Lu.

Добавить комментарий