Поиск по сайту

Рейтинг:  4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 

Автор: Седакова О.В., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Мечта» (г. Тольятти).

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в их воспитании. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период дошкольника характеризует эмоциональность, активность, проявление интереса, что позволяет ему приобщиться к культуре.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений и начальной школы досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. На наш взгляд, такой подход несколько сужает значимость вопроса в целом. Ребенка не учат с детства, как занимать свободное время интересной для себя деятельностью, которая позволит ему восстановить свои физические и духовные силы. Возникает множество проблем в школьном возрасте, когда ребенок стремится направить свои силы на озорство или хулиганство, так как семья в новых социальных условиях не всегда имеет возможность научить ребенка использовать это время на свое совершенство. Отсюда возникает необходимость уже с дошкольного возраста учить.

Особое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов: Н. К. Крупской, В. Д. Сухомлинского, Т. И. Осокиной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его всестороннего развития в процессе разнообразных занятий, выбранных самим дошкольником. У детей закрепляются навыки, умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество. Организация детского досуга, свободного времени тесно связана с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей.

Досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях дошкольного образовательного учреждения досуговой деятельностью являются: игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.

Культура – это развивающаяся система духовных ценностей, процесс человеческого творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата общества, и интегратор человеческих усилий. Арнольдов А.В. пишет, что культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших дней. Культура – коррелят полноценной самоутверждающейся жизни человека.

Формирование основ культуры ребенка средствами досуговой деятельности осуществляется через многие виды художественно-эстетической деятельности: литературу, музыку, хореографию, живопись, графику, скульптуру и лепку, театр, декоративно-прикладное искусство и т.п. Каждому из указанных видов соответствует определенный элемент художественно-эстетической деятельности. Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения - важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек [4, с. 96].

Досуг является временной категорией, поэтому критерием определения объема требуемой деятельности служит время [3, с. 22]. Свободным временем у дошкольников является время, которое остается за вычетом сна, приема пищи и проведения санитарно-гигиенических процедур, а у младших школьников - еще за вычетом занятий в школе и времени на подготовку уроков. В соответствии с требованиями нормального физиологического развития ребенка оно составляет 8-10 часов в сутки. У старших дошкольников и учеников младших классов этот отрезок времени значительно меньше за счет выполнения своих обязанностей по дому и в детском или школьном учреждении, но уже со значительно меньшим участием взрослых. У данной категории детей свободное время колеблется в пределах 5-6 часов в учебные дни и 10-12 часов в выходные дни [2, с. 63].

При организации досуговой деятельности детей педагог руководствуется психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры ребенка. По нашему мнению, основными являются деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно-эстетической направленности.

Досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что ее можно различать по признакам:

по форме - коллективная и индивидуальная;

по способам осуществления - художественная (музыка, рисование, танцы), творческая, техническое творчество (моделирование), коллекционирование;

по эмоциональной напряженности - увлеченность, ощущение радости и удовлетворение потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы;

по физиологической направленности - способствует восстановлению физических сил [6, с. 52].

Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. Необходимо учитывать, что каждый досуговой деятельности имеет сове содержание. И как результат – у ребенка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.

Можно выделить три типа отношения к организации досуга:

первый - полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;

второй - излишняя заорганизованность, когда ребенку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредоточивают свое внимание на развитии ребенка с маниакальным духовным напряжением;

и последний тип руководства (не по значимости, а по степени изложения) - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

Мы считаем, что в последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать свое внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника и т.д. проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересна ребенку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в досуговой, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации досуга реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.

На основании выделенных общих и специфических алгоритмов досуговой деятельности мы можем выделить следующую типологию технологии досуговой деятельности.

Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга.

Функциональные технологии, несущие в себе те направления досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.

Частные технологии, выявляющие культуротворческий потенциал собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами досуговой деятельности [5, с. 96].

По выделенным типологическим характеристикам технологии досуговой деятельности структурируются и методики:

Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи).

Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.

Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды досуговой деятельности:

рисование,

конструирование,

аппликация,

лепка [1, с. 111].

В результате осуществления этой досуговой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте в процессе досуговой деятельности развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу.

Таким образом, досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора ребенка предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей.

Для реализации досуговой деятельности, целью которой является формирование основ культуры у детей старшего дошкольного возраста ставим рад задач:

Дать детям знания о художественно-эстетической культуре (представление о прекрасном; об отношении к прекрасному);

Сформировать у детей желание рассказать о художественно-эстетической культуре;

Выработать у детей умение реализовать полученные представления в досуговой деятельности (праздники, развлечения);

Формировать умение анализировать полученные представления в досуговой деятельности.

Таким образом, формирование основ культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством досуговой деятельности будет происходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:

1) определить составляющие компоненты основ культуры (коммуникативный, физический, детский, игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, художественно-эстетический, досуговый);

2) организовать содержательную, эмоционально-насыщенную досуговую деятельность для освоения основ культуры;

3) побудить старших дошкольников к реализации основ культуры в собственной деятельности.

Литература:

Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание/ А. Вежбицкая – М.: «Педагогика», 2005 г. – 211 с.

Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева - М.: «Орбита», 2005 г. – 369 с.

Жигульский, К. Праздник и культура/ К.Жигульский – М.: «Прогресс», 2004 г. – 258 с.

Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова – М.: «Академия», 2004 г.- 214 с.

Межуев, В.М. Предмет теории культуры // Проблемы тео­рии культуры/ В.М. Межуев— М.: «Сфера», 2005 г. – 222 с.

Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда/ С.Л.Новоселова — М.: «Педагогика», 2005 г. – 258 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить