«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал».
К. Симонов
Авторы: Чаусова Ольга Николаевна, заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад №15»; Соломенникова Виктория Вадимовна, заместитель заведующего по ВМР; Корниенко Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
Паспорт инновационного проекта:
Творческое название проекта |
«Мой родной микрорайон Хотунок» |
Тема проекта |
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений о родном микрорайоне посредством проектного метода» |
Авторы проекта |
Чаусова Ольга Николаевна, заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» Соломенникова Виктория Вадимовна, заместитель заведующего по ВМР Корниенко Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» |
Участники |
воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ |
Вид проекта |
познавательно-исследовательский |
Срок реализации |
долгосрочный (сентябрь 2013 г. – май 2014 г.) |
База внедрения проекта |
МБДОУ ЦРР «Детский сад №15» (г. Новочеркасск) |
Направление развития |
В соответствие с ФГОС ДО: - приоритетное направление (ОО) «Социально-коммуникативное развитие»; - в содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). |
Инновационность (новизна) |
Фотографии из семейных альбомов, статьи о семейных династиях из периодической печати, предметы домашней утвари 19 века и другое демонстрируются в мини-музее детского сада «Казачий край»; воспитанники группы проводят экскурсии по мини-музею для всех детей, родителей и гостей ДОУ (ролевая игра «Школа маленького экскурсовода»). |
Базовые идеи проекта |
Воспитание ребенка на основе национальных традиций, с учетом событий и достопримечательностей малой Родины способствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Любить Родину — значит знать, прежде всего, малую Родину. Краеведение — социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Использование в работе с детьми краеведческого материала воспитывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. |
Ресурсное обеспечение проекта |
Информационные ресурсы: - диагностический инструментарий (беседы с детьми); - методическая, энциклопедическая и художественная литература; - наглядно-демонстрационный материал, - ресурсы Интернет, использование ИКТ в проектной деятельности; - экскурсии по микрорайону; - буклеты, памятки, альбомы и другие печатные материалы. Финансовые ресурсы: оказание благотворительной помощи родителей (законных представителей). Человеческие ресурсы: воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ. Социальное партнерство в рамках реализации проекта: - «31 завод авиационного технологического оборудования»; - библиотека микрорайона Хотунок (просветительская и досуговая деятельность); - МБОУ ДОД ЦДТТ (организация дополнительного образования по краеведческой направленности); - МБОУ СОШ №24 (выступление агитбригады); - МБОУ СОШ №25 (информация школьного мини-музея); - ГИБДД г. Новочеркасска (профилактическая работа по ДДТТ и ПДД). |
Презентация проекта |
Общее и групповое родительское собрание «Моя малая Родина» |
Характеристика инновационного проекта:
Актуальность темы проекта
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста социального опыта жизни в своем микрорайоне (городе), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного микрорайона (города). В «Концепции модернизации российского образования», ФЗ «Об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2014гг.», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» раскрывается одна из приоритетных задач государства: «воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности».
В условиях реализации:
городского долгосрочного проекта патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина», разработанного в 2009 году Творческой группой при Управлении образования Администрации города Новочеркасска, который предполагает взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников и общественностью;
инновационного проекта ДОУ «Технология проектирования в образовательном процессе ДОУ как средство нравственного воспитания и личностного развития ребенка» (ДОУ является областной инновационной площадкой);
программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
формирование у воспитанников детского сада нравственных начал, любви к своей Родине, приобщение к истокам русской культуры, воспитание творчески развитой личности проблема духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания становится в нашем детском саду приоритетной. В этой связи с особой остротой встает необходимость создания условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, микрорайону, городу, что является основополагающим для проекта «Мой родной микрорайон Хотунок» и определяет его актуальность.
Гипотеза: Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного микрорайона, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию патриотических чувств. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
Дети:
- осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;
- проявляют интерес к истории родного микрорайона;
- умеют ориентироваться в микрорайоне, вести вежливый разговор с жителями и гостями микрорайона, знают достопримечательности родного микрорайона, умеют любоваться и беречь красоту природы родного микрорайона (сформирована система представлений о родном городе);
- с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.
Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки):
- активно участвовали в реализации проекта, знакомя детей с родным микрорайоном:
- оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, энциклопедическая литература, предметы быта для мини-музея ДОУ «Казачий край», наглядно-демонстрационный материал и др.);
- принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;
- создали дома условия для нравственно-патриотического воспитания и личностного развития детей (экскурсии в музей, посещения выставок, театра и пр.);
- укрепили детско-родительские отношения.
Педагоги (воспитатель и специалисты):
- повысили педагогическую компетентность по теме «История микрорайона Хотунок»;
- создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного микрорайона;
- пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.;
- организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- организовали итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Цель проекта: создание условий для формирование у детей дошкольного возраста системы представлений о микрорайоне Хотунок.
Задачи проекта
Образовательные:
1. Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного микрорайона Хотунок, жизни жителей микрорайона в разные исторические времена, людскому быту и культуре:
- познакомить с историей возникновения микрорайона;
- объяснить, что микрорайон – результат труда людей разных поколений и его история неотделима от истории города Новочеркасска;
- обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история микрорайона;
- познакомить с людьми, прославившими Хотунок в разные исторические времена.
2. Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.
3. Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.).
2. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее.
3. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством новочеркасских поэтов и восприятие картин новочеркасских художников.
Воспитательные:
1. Прививать детям чувство гордости за свой родной микрорайон, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.
2. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного микрорайона.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили микрорайон в разные исторические эпохи.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта.
На основе впечатлений от совместной деятельности по теме проекта разворачивается ролевая игра «Школа маленького экскурсовода». Так детям дается понятие, что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду (мини-музей).
Цель игры: учить детей проводить экскурсии по детскому саду (мини-музей) для гостей детского сада, используя полученные знания и приобретённый в мини-музее опыт.
Задачи игры:
- Развивать социальное поведение, навыки правильного общения со взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах.
- Развивать связную речь, память, учить логически рассуждать.
- Развивать интонационную выразительность и темп речи, проводить работу над дикцией.
- Развивать ориентировку в пространстве и умение использовать в речи пространственную терминологию.
- Учить вежливому обращению к взрослым и сверстникам.
- Планомерно знакомить детей с функционалом мини-музея, объясняя его назначение.
Ролевая игра «Школа маленького экскурсовода» является долгосрочной и рассчитана на два года (перспектива проекта). Занятия по данному направлению проходят в разных формах: фронтально, индивидуально и с подгруппами. На первых порах экскурсии проводят педагоги, далее экскурсии по детскому саду могут проводить подготовленные дети, а затем к этому привлекаются и остальные дети.
Предполагаемый результат:
- сформирован интерес к роли экскурсовода;
- сформированы коммуникативные навыки — дети готовы к новым формам общения;
- дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОУ;
- дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в ДОУ;
- повышается авторитет сотрудников детского сада среди детей и родителей.
Мотивация проектной деятельности
Первый вариант:
Воспитатель приносит в группу фотографии видов микрорайона Хотунок (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном микрорайоне. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному микрорайону?» и т.п.
Второй вариант:
В группе воспитатель организовывает выставку открыток (плакатов, фотографий) с изображением родного микрорайона и проводит экскурсию. В созданной воспитателем образовательной ситуации детям задаются вопросы, например: «Какие достопримечательности родного микрорайона вы знаете?», «О каком памятнике архитектуры родного микрорайона вы можете рассказать своим друзьям?» и т.п.
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Совместная деятельность с семьями воспитанников |
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2013г.) |
1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет. 2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа. 3. Составление плана по реализации проекта. 4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр. 5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности. 6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта. 7. Подбор методической литературы. 8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации). |
Знакомство с темой проекта «Мой микрорайон Хотунок» |
1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников). 2. Анкетирование родителей по теме проекта. 3. Помощь в организации информационного стенда. 4. Сбор исторических данных, приобретение наглядно-демонстрационного материала и пр. |
II этап Работа над проектом (октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.) |
1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): - досуговые мероприятия; - открытые просмотры; - круглый стол на тему: «Ответственность родителей за нравственно-патриотическое воспитание детей»; - оформительская деятельность и пр. 2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников. 3. Стимулирует активность детей через: - создание проблемных ситуаций; - положительные эмоции; - мотивацию деятельности; - игровую позицию. |
1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Участвуют во всех мероприятиях проекта. 3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. |
1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми. 2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта. |
III этап Презентация проекта (май 2014г.) |
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта. 2. Подготовка к презентации. 3. Презентация проекта на групповом и общем родительском собрании. |
Представляют продукт своей деятельности гостям группы. |
Домашние творческие задания на тему «Любимые семейные места отдыха», выставка рисунков и фотографий «Мой родной микрорайон» и др. |
IV – этап Рефлексия (май 2014г.) |
1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО) |
Подразделы ОО |
Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» |
Содержание психолого-педагогической работы с детьми |
Социально-коммуникативное развитие |
«Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
«Формирование основ безопасности» |
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным окружающим людям и умения радоваться результатам коллективного труда.
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ). 2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. |
1. Дидактическая игра «Это наш микрорайон?» 2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотоколлекции с изображением достопримечательностей микрорайона и его архитектурных сооружений. 3. Фотовыставка «Люди и время» (фотографии микрорайона из семейных альбомов). 4. Видеоролик «Бирючий кут». 1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада. 2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше». 3. Оформление стенда совместно с родителями «Труд людей разных профессий нашего города». 4. Трудовые поручения «Собери на стол» и др. 5. Занятие «Приготовь казачку обед» (приготовление витаминного салата).
1. Изготовление карты-схемы совместно с родителями «Безопасный маршрут от дома до детского сада». 2. Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой микрорайона?» 3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ. 4. Развлечение с участием работника ГИБДД «Внимание: дорога!». 5. Выступление агитбригады детского сада. 6. Выступление бригады ЮИД МБСОУШ №24. 7. Выставка детского творчества «Внимание: дорога!». 8. Изготовление стенгазеты «Осторожно, дорога!». 9. НОД «Истории дорог. Современные дороги». |
Познавательное развитие |
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» |
1. Развитие познавательно-исследовательского интереса путем показа занимательных опытов. 2. Привлечение к простейшим экспериментам и наблюдениям. |
Опыт «Таинственные письмена»: послание от казаков атамана Платова потомкам. |
«Приобщение к социокультурным ценностям» |
1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности микрорайона. 2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного микрорайона. |
1. Беседы по темам: «Что такое храм и церковь?», «Хотунок – станица казачья». 2. НОД «Замечательные люди микрорайона Хотунок». 3. Тематические экскурсии: «Архитектурные памятники микрорайона», «Культурные учреждения микрорайона», «Мини-музей ДОУ казачьего быта «Казачий край». |
|
«Формирование элементарных математических представлений» |
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года и др. |
Серия НОД «Сколько лет родному микрорайону?», «Сколько лет моему дому, в котором я живу?» и др. |
|
«Ознакомление с миром природы» |
Формирование первичных представлений об особенностях природы родного микрорайона. |
1. Показ серии презентаций «Природа родного города». 2. Беседы по теме «Любимое место отдыха». 3. Рассматривание альбомов, иллюстраций и репродукций художников Новочеркасска. 4. Составление альбома фотографий природы микрорайона и города для потомков «Природа Хотунка в 21 веке». |
|
Речевое развитие |
«Развитие речи» |
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи. |
1. Беседа на тему «Я живу на улице…» (в честь кого названа улица). 2. Беседа на тему «Культура поведения казака (казачки)». 3. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама». 4. Встреча с известными людьми микрорайона Хотунок (спортсмены, учителя школы №24, директор музея и др.). 5. Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна». |
«Художественная литература» |
1. Развитие интереса детей к художественной литературе. 2. Привлечение их внимания к выразительным средствам (образные слова, выражения, эпитеты, сравнения). 3. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями. 4. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов. |
1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае. 2. Поэтический вечер с участием поэтессы В.А. Крютченко. 3. Чтение и заучивание литературных произведений донских поэтов и писателей (о родном городе, тех, кто защищал Родину в разные исторические эпохи, природе Донского края). 4. Чтение и драматизация казачьих народных сказок: «Лиса и рак». «Две козы». |
|
Художественно-эстетическое развитие |
«Изобразительная деятельность» |
1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2. Развитие детского творчества. |
1. Аппликации: «Наряд для Аксиньи и Григория», «Казачьи награды». 2. Рисование: «Мой микрорайон», «Мой дворик». 3. Составление серии альбомов детско-родительского творчества «Природа родного микрорайона» и др. 4. Коллективная лепка «На хуторе». 5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта. 6. Выставка коллажей «Что возьмёт казак в поход?» |
«Конструктивно-модельная деятельность» |
1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, школы и др.). 2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. |
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий микрорайона. 2. Изготовление макета «Моя улица», «Мой микрорайон». 3. Конструирование «Микрорайон моей мечты». |
|
«Музыкально-художественная деятельность» |
1. Приобщение детей к музыкальной культуре донских казаков. 2. Обогащение музыкальных впечатлений посредством знакомства с творчеством донских композиторов. |
1. Прослушивание песен в исполнении барда Олега Миронова. 2. Разучивание песен донского композитора А. Кудряшова из альбома «На донской волне». 3. Развлечение «Казачьи посиделки». 4. Музыкальная гостиная «Песни Донского края» (казачьи песни в исполнении воспитателей, детей и родителей). |
|
Физическое развитие |
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» |
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. |
1. Конкурс «Кухня казаков станицы Казачья (Хотунок)». 2. НОД «Закаляйся, казачок с казачкой, с пелёнок». |
«Физическая культура» |
Знакомство с казачьими играми и развитие интереса к участию в них. |
1. Спортивный праздник «Казачьему роду – нет переводу». 2. Изготовление картотеки подвижных игр совместно с родителями «Казачьи игры». 3. Конкурс-эстафета совместно с родителями «Игры казачат». 4. Беседа о спортсменах – уроженцах микрорайона Хотунок и их спортивных достижениях. |
|
Развитие игровой деятельности |
«Игровая деятельность» |
1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. 2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. |
1. Сюжетно-ролевые игры из серии «Профессии», «Семья». 2. Дидактические игры «Бирюльки» и др. 3. Театрализованная игра «Атаман неподкупен». 4. Казачьи подвижные игры. |
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.
При подготовке проекта была изучена следующая методическая литература:
1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».
4. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
5. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
6. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.
7. Н.В.Алешина; «Родной край»/Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под. ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
8. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» – М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.
9. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
11. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
12. «Твой край родной»: Занимательное краеведение в вопросах и ответах/Нагорный Б.А.- Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1988.80 с.
13. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества»: методическое пособие: в 2-х ч. Ч 1/ авт.- сост. Г.Н. Калайтанова, Н.В. Корчаловская, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, Н.Н. Баукова/ под общ . ред. А.Х. Сундуковой. – Ростов н/Д.: Изд- во РО ИПК и ПРО, 2010.- 56 с.
14. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.
15.«Черкасск и его старина»/ Н. Лаврский- М.: Искусство и жизнь.
16.«Я и улица»/П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 96 с. : ил.
17. «Я и дорога» /П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 128 с : ил.
18. «Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале).- Ростов- на- Дону: Издательство «БАРО- ПРЕСС», 2008.- 272 с.
19. «Природа и история родного края ». Учебное пособие для учащихся начальной школы. / Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2007.- 170 с.
20. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.-192 с.
21. «Новочеркасск - два века за два дня», Ростов-на-Дону, Издательство «Странник», 2005г.
22. Материалы из ресурсов Интернет.