Поиск по сайту

Автор: Плодухина Марина Анатольевна, воспитатель второй квалификационной категории МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Сезам» (г. Сургут, ХМАО-Югра).

Вашему вниманию предъявляю анализ образовательной ситуации «В гостях у сказки «Теремок»» в теме «Здравствуй, гостья Зима».

Цель:

- обучающая: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);

- развивающая: формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;

- воспитательная: воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи: 1) побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; 2) развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Конечный результат на ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строит дом-теремок.

Словарная работа: Терем-теремок, не низок – не высок, мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Материалы и оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.

Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Еж и грибок», «Репка», «Колобок», драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», обсуждение содержания сказки, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях.

Работа с родителями: чтение русской народной сказки «Теремок», заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев, изготовление шапочек-масок к сказке.

Вводная часть (продолжительность 2 мин) образовательной ситуации направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

Формируемые умения: эмоционально – заинтересованно следит за развитием действия в игре–драматизации; пытается выразительно передавать сказочные образы; проявляет умения взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре-драматизации по сказке «Теремок»; проявляет желание сооружать постройку дома-теремка; проявляет доброжелательное отношение к окружающим.

Для создания эмоционального настроя использовала игровой сюрпризный момент с музыкальным сопровождением под русскую народную мелодию «Зимушка-Зима в гостях». Решение проблемных вопросов – откуда взялась холодная снежинка возле окна, как она попала в группу и в какое время года появляются снежинки, - помогло развернуть игровую образовательную ситуацию, поставить перед детьми учебную задачу и мотивировать их на деятельность.

Целью основной части является обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений (продолжительность 10 мин).

Формируемые умения: первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать «спасибо» «артистам»). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять роли героев из сказки.

Дети выполняли практические задания, которые помогли решить учебную задачу.

Задание 1 – для развития познавательного интереса проводилась дидактическая игра «Волшебный мешочек». Дети обследовали предметы, которые находились в мешочке на ощупь. По форме и размеру определили, что это за предметы (это кубики).

Задание 2 – проводилась дидактическая игра «Отгадай загадку!». Дети загадали загадки про лесных зверей и нашли в мешочке соответствующий кубик с изображением загаданного зверя (отгадки – заяц, лягушка, волк, лиса, медведь и мышь). Дети определили, из какой сказки герои и назвали название сказки («Теремок»).

Задание 3 – дети расположили кубики в последовательности появления героев в сказке «Теремок», путем проб и ошибок справились с заданием.

Проводилась физкультминутка – игра – имитация «Покажи образ сказочного героя». Дети изобразили повадки, движения, характерные для каждого лесного зверя – сказочного героя.

Задание 4 – драматизация сказки «Теремок». Дети-артисты  превратились в сказочных героев сказки (надели шапочки-маски сказочных героев), другие дети-зрители заняли свои места на стульчиках.

Дети-артисты активно и с желанием сыграли свою выбранную роль сказочного персонажа с помощью взрослого, согласовывая действия с другими героями сказки. Дети-зрители старались быть доброжелательными, внимательными, следили за ходом развития событий в сказке.

Театрализованная игра по сказке «Теремок» стала эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста сказки «Теремок» и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствовал эмоциональному развитию: дети познакомились с чувствами, настроениями сказочных героев; освоили способы их внешнего выражения, осознали причины того или иного настроя. Театрализованная игра также повлияла на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов и явилась средством самовыражения и самореализации ребенка.

Образовательный процесс осуществлялся в познавательно–исследовательской и театрализованной деятельности.

При планировании образовательной деятельности были соблюдены следующие принципы обучения:

- принцип деятельностного подхода;

- принцип выбора;

- научности;

- систематичности и последовательности;

- доступности.

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Приемы:

- игровой прием «Путешествие в сказку «Теремок»;

- дидактические игры «Волшебный мешочек», «Отгадай загадку»;

- физкультминутка, игра-имитация «Покажи образ сказочного героя»;

- загадки о лесных зверях;

- вопросы (открытые, на уточнение, оценочные, проверочные).

Этапы образовательной ситуации:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

Основным этапом стал этап переноса акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, на котором происходило освоение детьми новых знаний и умений в театрализованной деятельности.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

В соответствии с целью в процессе образовательной ситуации использовались следующие средства обучения:

- материал для дидактической игры «Волшебный мешочек», «Отгадай загадку»;

- театр на кубиках по сказке «Теремок»;

- домик-теремок;

- крупный строительный материал для теремка.

В ходе образовательной ситуации решались задачи области «Социализация» в интеграции с областями «Коммуникация», «Познание» и «Музыка».

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя на ковре, сидя на стульчиках за столами).

Вывод: я считаю, что поставленная мною цель реализована.

См. Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2-й младшей группе "В гостях у сказки "Теремок" по теме "Здравствуй, гостья Зима".

Добавить комментарий