Поиск по сайту

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» я работаю воспитателем со дня открытия - 26 лет. Не одно поколение детей выпустил наш детский сад за эти годы. И каждый раз, наблюдая за играющими детьми, испытываю радость и восторг, учусь смотреть на реальный мир и на самые обыкновенные вещи глазами художника, приобщаюсь к счастью творчества, игры, стараюсь превратить свою группу в волшебный мир фантазий и игры, чтобы здесь каждому ребенку нашлось место по душе.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям. Но в последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Как я стала замечать, из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.

Мои наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила. Но многих родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка воспитатели и родители считают степень готовности его к школе, то есть, умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок  ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?

Поэтому чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование, развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

На Первом Всероссийском форуме «Воспитатели России», который проходил 28 июня 2011 года в городе Москве в рамках партийного проекта «Единой России» «Детские сады – детям», проходило открытое обсуждение сегодняшнего состояния сферы дошкольно-образовательных услуг России. На этом форуме посчастливилось побывать и мне в составе делегации Республики Мордовии. В работе Форума «Воспитатели России», который стал первой «площадкой» по освещению проблем дошкольных образовательных учреждений в России принимали участие более 1000 человек из 83 регионов Российской Федерации: воспитатели и руководители всех типов дошкольно-образовательных учреждений, представители исполнительной и законодательной власти, профильных региональных министерств и департаментов, предпринимательское сообщество. На форуме отмечалось, что необходимо вернуть педагогов к игре как центру построения воспитательно-образовательного процесса. Это стало особенно актуальным сейчас в связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий развития игры детей, которые могут остаться нереализованными, если в воспитательно-образовательном процессе детского сада не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности, являющимся одним из основных компонентов развития игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Деятельность воспитателя по формированию игры всегда связана с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта. Поэтому, когда я набираю новую группу детей, с первых моих наблюдений всегда выясняю, как малыши играют, как проявляют себя в них. Эти наблюдения помогают мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой ставлю следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Для этой цели использую сюжетно-ролевые игры. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях: 1. Создание необходимой игровой среды; 2. Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. С детьми  мы стараемся  играть и утром, и после дневного сна. В начале младшей группы, когда сюжет простой, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Здесь моя задача - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

В младшей группе, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Мы стараемся помочь им сплотиться в единый коллектив. К 5 годам у них наступил расцвет ролевой игры. Дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Игровые интересы стали более устойчивыми. Ребята стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь я замечаю, что все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры.

С пяти до семи лет в жизни ребенка царит золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Л.С. Тараканова (МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка», Ковылкинский муниципальный район, Республики Мордовия).

Смотри также: Презентация "Развитие игровой деятельности дошкольника"

Добавить комментарий