Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, педагогов и родителей.
Полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите прав ребёнка. Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получают наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире. Поэтому я занялась изучением этой проблемы.
В своём развитии человечество не раз пришло к пониманию того, что ребёнок полноценный член общества, а не собственность своих родителей, или тех, кто их заменяет. И пришло на помощь детям, приняв в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребёнка, она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет. В качестве смысловой основы Конвенции о правах ребёнка выступает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Конвенция о правах ребёнка является документом, в котором права ребёнка приобретаю силу норм международного права.
С момента своего рождения ребёнок имеет права: на жизнь, на имя, на охрану здоровья, на образование, на труд, на защиту. Эталоном нормативного закрепления прав ребёнка является Конвенция о правах ребёнка, ратифицированная СССР в 1990 году. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Поэтому надо уже сейчас в трудных социально-экономических условиях не оставаться равнодушным, а помочь ребёнку.
Я считаю, что педагогические коллективы ДОУ уже сейчас должны встать на защиту прав и достоинства маленького ребёнка. Но для этого нужна систематическая и целенаправленная работа c педагогами, с детьми, с родителями, с сотрудниками. Для того чтобы начать работу по правовому воспитанию дошкольников в первую очередь необходимо определить направление работы в коллективе.
Формы работы с педагогами ДОУ могут быть различными и определяются как потребностями педагогов, так и выявленными проблемами. Основной формой работы общения является диалог, беседы, анкетирования, дискуссии. Педагогам предлагаю ознакомиться с некоторыми специальными играми, занятиями для дальнейшего использования в работе. Провожу консультации: «Мы все разные, мы все равны», «В гостях у Конвенции» и т.д. Занятия с детьми провожу с периодичностью один раз в месяц. Основной формой работы с детьми является диалог, беседы, экскурсии. В качестве наглядных примеров, использую сказки, стихи, пословицы, иллюстрирующих то или иное право, провожу дидактические игры, ведь игра - основная деятельность дошкольника. И поэтому игра неотъемлемое право ребёнка.
Родителей знакомлю с положениями Конвенции о правах ребёнка, с использованием средств наглядной агитации: оформление стендов, выставок, литературы по темам, выставок детских рисунков. Провожу праздники с включением литературно- музыкальных композиций на данную тему, родительские собрания, консультации, анкетирования. Задача педагогов - разъяснить родителям права и обязанности по отношению к ребёнку, а так же помочь детям осознать свои права.
Темы консультаций для родителей:
Октябрь - "Защита прав и достоинств ребенка"
Декабрь - "Защита права ребенка в детском саду"
Март - "Я-семья-род-народ"
Тематическое планирование занятий с детьми по правам ребёнка:
Октябрь - "Что такое право?"
Ноябрь - "Ты и твое имя"
Декабрь - "Мы тоже имеем права"
Январь - "Права и обязанности"
Февраль - "Как поступить правильно"
Март - "Моя родословная"
Автор: воспитатель Богина Е.Н. (МДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия.