Автор: Гладская Алла Витальевна, заместитель заведующего по УВР МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4 «Радуга» (г. Нефтекумск)
Субъект мониторинга - дети дошкольного возраста
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Проводится 2 раза в год: сентябрь и май. Длительность проведения: 1 неделя.
Реализуемые программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с № 4 «Радуга»
Характеристика детей группы:
Общее количество воспитанников в ДОУ (по состоянию на 25.05.2015г.): 122 воспитанника.
Контингент воспитанников по полу:
Девочек: 66 чел. - 54 %
Мальчиков: 56 чел. - 46 %
Цель мониторинга заключается в определении степени освоения ребенком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие воспитанников.
Сроки проведения: Сентябрь,Май.
Методы получения результатов мониторинга:
* наблюдения за детьми;
* беседы;
* анализ продуктов детской деятельности;
* диагностические ситуации.
Диагностический инструментарий:
* протоколы наблюдений за детьми;
* вопросники;
* диагностические задания (дидактические игры, проблемно-игровые и образовательные ситуации);
* продукты детской деятельности;
* диагностические карты для заполнения показателей.
Методическое пособие «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
Методическое пособие «Мониторинг качества освоения программы» /Афонькина Ю.А.. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
Система оценки:
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области:
В - высокий;
С - соответствует возрасту;
Н - большинство компонентов недостаточно развиты.
Сводная таблица 1. Результаты усвоения детьми Программы по образовательным областям (%) за 2012-2013 уч.г. (по всему ДОУ)
Образовательные области |
Уровень развития (сентябрь 2012) |
Уровень развития (май 2013) |
||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
|
0% |
3% |
97% |
34% |
63% |
3% |
2. Коммуникация |
0% |
11% |
89% |
38% |
54% |
8% |
3. Музыка |
3% |
18% |
79% |
34% |
62% |
4% |
4. Физическая культура |
8% |
19% |
73% |
44% |
53% |
3% |
5. Здоровье |
4% |
12% |
84% |
32% |
62% |
6% |
6. Художественное творчество |
0% |
21% |
79% |
36% |
57% |
7% |
7. Социализация |
11% |
24% |
65% |
48% |
50% |
2% |
8. Безопасность |
3% |
9% |
88% |
41% |
54% |
5% |
9. Труд |
2% |
18% |
80% |
43% |
55% |
2% |
10. Чтение худ. литературы |
4% |
11% |
85% |
37% |
58% |
5% |
Общий показатель по развитию интегративного качества |
3,5% |
14,5% |
82% |
38,7% |
56,8% |
4,5% |
Диаграмма 1. Сводные данные по результатам усвоения детьми образовательной программы ДОУ
Анализ диагностических карт в ДОУ показал высокий уровень знаний детей по образовательным областям «Социализация», «Физическая культура». Неплохие показатели по образовательным областям «Труд», «Безопасность», самый низкий результат в группе - по образовательной области «Коммуникация», «Познание». На начало учебного года только с высоким уровнем знаний детей практически не было (3,5%), 14,5% - со средним и 82% - с низким. В конце года с высоким уровнем знаний стало 38,7% детей, со средним - 56,8%, с низким уровнем - 4,5% детей. Анализ причин низкого уровня усвоения программы показал следующее: 11 воспитанников ребенок часто болел или отсутствовал по семейным обстоятельствам, дошкольное учреждение посещал крайне редко, из-за чего был плохо адаптирован к ДОУ, не проявлял интереса к занятиям и играм, был малообщителен, 1 ребенок с низким уровнем развития (ЗПР). Сравнительный анализ показал стабильную динамику в усвоении программного материала по всем разделам программы, что свидетельствует о достаточном качестве образования в данной группе. На итоговых занятиях дети показали стабильные устойчивые знания.
Сводная таблица 2. Результаты усвоения детьми Программы по образовательным областям (%) за 2013-2014 уч.г.
Образовательные области |
Уровень развития (сентябрь 2013) |
Уровень развития (май 2014) |
||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
|
16% |
56% |
38% |
48% |
45% |
7% |
2. Коммуникация |
16% |
49% |
45% |
32% |
59% |
9% |
3. Музыка |
22% |
42% |
36% |
39% |
66% |
5% |
4. Физическая культура |
29% |
59% |
12% |
43% |
53% |
4% |
5. Здоровье |
24% |
67% |
9% |
34% |
60% |
6% |
6. Художественное творчество |
11% |
46% |
53% |
31% |
58% |
11% |
7. Социализация |
22% |
54% |
24% |
58% |
40% |
2% |
8. Безопасность |
18% |
41% |
41% |
41% |
53% |
6% |
9. Труд |
26% |
67% |
7% |
52% |
46% |
2% |
10. Чтение худ. литературы |
14% |
49% |
37% |
37% |
57% |
6% |
Общий показатель по развитию интегративного качества |
19,8% |
45,5% |
34,7% |
42,5% |
51,7% |
5,8% |
Диаграмма 2. Сводные данные по развитию интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками»
Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков детей ДОУ показывают, что программный материал усвоен всеми детьми в полном объеме. На начало учебного года большинство детей - 45,5% показывали средний уровень усвоения программного материала; 19,8% - высокий уровень и 34,7% - низкий уровень. В конце учебного года 42,5% детей с высоким уровнем знаний по всем областям, 51,7% со средним уровнем, детей с низким уровнем знаний - 5,8%. Данные показатели говорят о хорошей динамике в усвоении знаний по всем областям программы.
Наблюдение занятия по ознакомлению с окружающим в группах ДОУ показало хорошие знания детей о диких и домашних животных и их детенышах, о пользе домашних животных, о труде людей по уходу за ними. Дети знают породы деревьев, растущих в нашем регионе, многие другие растения, в том числе и лечебные. На занятиях по математике - дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют соотносить форму предметов с геометрическими фигурами, называют предметы заданной формы.
Наиболее высокие результаты дети показали по образовательным областям «Социализация», «Труд», Неплохие - «Музыка», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Сводная таблица 3. Результаты усвоения детьми Программы по образовательным областям (%) за 2014-2015 уч.г.
Образовательные области |
Уровень развития (сентябрь 2014) |
Уровень развития (май 2015) |
||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
|
8% |
56% |
36% |
41% |
50% |
9% |
2. Речевое развитие |
7% |
48% |
45% |
37% |
52% |
11% |
3. Социально-коммуникативное развитие |
17% |
57% |
26% |
47% |
53% |
0% |
4. Художественно-эстетическое развитие |
11% |
51% |
38% |
39% |
53% |
8% |
5. Физическое развитие |
26% |
60% |
14% |
43% |
54% |
3% |
Общий показатель по развитию интегративного качества |
13,8% |
54,4% |
31,8% |
41,4% |
52,4% |
6,2% |
Диаграмма 3. Сводные данные по развитию интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками»
По результатам наблюдения и анализа карт развития можно сделать вывод о наличии наиболее высоких результатов в образовательных областях «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», требует внимание развитие детей по освоению образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Детальный анализ составляющих данных областей позволяет выявить следующие затруднения:
«Речевое развитие». Признаками таковых результатов стало то, что достаточно большой процент детей, имеющие нарушения в звукопроизношении (шипящие, свистящие, соноры), наблюдается затруднения в связанной речи, снижены показатели развития фонематического восприятия. Отмечается недостаточное овладение навыками обучения грамоты: звуко-слогового анализа слова, определение количества слов в предложении и схематическое изображение состава слова, предложения, развитие мелкой моторики. Не все используют наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду.
«Познавательное развитие: ФЭМП». В данной области отмечаются наличие затруднений в представлениях о составе числа из двух наименьших, о структуре задачи, ориентировка в пространстве - путают отношения «между», «рядом», «у», «возле», вблизи».
Вместе с тем, позитивные изменения в развитии интегративных качеств у воспитанников группы позволяют сделать вывод об эффективности построения образовательного процесса в ДОУ, об эффективности реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном учреждении.
Сводная таблица формирования интегративных качеств за 2012/2013 уч.г.
Уровень |
Интегративные качества |
|||||||||||||||||
Физическиразвитый |
Любознательность, активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения |
Способность управлять своим поведением |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представление о себе, семье, государстве, мире и природе |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итог |
||||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Высокий |
63,6 |
54,5 |
54,5 |
45,5 |
54,5 |
63,6 |
45,5 |
63,6 |
||||||||||
Средний |
100 |
36,4 |
100 |
45,5 |
100 |
45,5 |
100 |
54,5 |
100 |
45,5 |
100 |
36,4 |
100 |
54,5 |
50 |
36,4 |
100 |
100 |
Низкий |
- |
- |
50 |
|||||||||||||||
Среднийбалл |
2,2 |
2,9 |
2,2 |
2,8 |
2,3 |
2,8 |
2,1 |
2,7 |
2 |
2,9 |
1,9 |
2,8 |
2,3 |
2,7 |
2 |
2,6 |
2,1 |
2,7 |
Сводная таблица формирования интегративных качеств за 2013/2014 уч.г.
Уровень |
Интегративные качества |
|||||||||||||||||
Физически развитый |
Любознательность, активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения |
Способность управлять своим поведением |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представление о себе, семье, государстве, мире и природе |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итог |
||||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Высокий |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
37,5 |
62,5 |
50 |
50 |
|||||||||
Средний |
100 |
50 |
100 |
50 |
100 |
50 |
75 |
50 |
87,5 |
50 |
75 |
62,5 |
62,5 |
37,5 |
75 |
50 |
100 |
50 |
Низкий |
25 |
12,5 |
25 |
37,5 |
25 |
|||||||||||||
Средний балл |
2,2 |
2,7 |
2,3 |
2,7 |
2,2 |
2,8 |
2,1 |
2,6 |
2,1 |
2,7 |
2 |
2,7 |
2,1 |
2,7 |
2,1 |
2,7 |
2,1 |
2,7 |
Сводная таблица формирования интегративных качеств за 2014/2015 уч.г.
Уровень |
Интегративные качества |
|||||||||||||||||
Физически развитый |
Любознательность, активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения |
Способность управлять своим поведением |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представление о себе, семье, государстве, мире и природе |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итог |
||||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Высокий |
58,3 |
58,3 |
58,3 |
41,7 |
15,4 |
50 |
58,3 |
41,1 |
58,3 |
52,1 |
||||||||
Средний |
92,3 |
41,7 |
100 |
41,7 |
100 |
41,7 |
92,3 |
50 |
76,9 |
41,7 |
76,9 |
33,4 |
76,9 |
50 |
92,3 |
33,4 |
92,3 |
41,7 |
Низкий |
7,7 |
7,7 |
8,3 |
7,7 |
8,3 |
23,1 |
8,3 |
23,1 |
8,3 |
7,7 |
8,3 |
7,7 |
6,2 |
|||||
Средний балл |
2,4 |
2,9 |
2,2 |
2,8 |
2,3 |
2,8 |
2,3 |
2,7 |
2,1 |
2,9 |
2,1 |
2,8 |
2,1 |
2,7 |
2,2 |
3 |
2,2 |
2,8 |