Поиск по сайту

Автор: Инна Давыдова.

Пояснительная записка.

Организация театрализованной деятельности требует от педагогов постоянного и пристального внимания. Как бы ни была нам знакома эта работа, мы уже имели возможность убедиться в том, что всегда есть возможность совершенствовать методическую сторону организации ее. Так, изученный нами метод детских проектов дал хорошие результаты еще в 2012 году, когда с его использованием была проведена работа по организации и проведению спектакля «Снегурочка.

Весенняя сказка» по мотивам пьесы А.Островского. Работа получилась очень качественной; в спектакле было задействовано два состава исполнителей. С учетом массовых сцен в нем участвовало 30 человек. «Труппа» была сборной, в детский творческий коллектив вошли самые активные дети из всех старших и подготовительных групп. Сложность вовлечь мало знакомых ребят в коллективную деятельность, направленную на решение общей проблемы, оказалась кажущейся. Дети удивительно быстро сплотились, общий интерес создал атмосферу положительного эмоционального настроя. Правильно выстроенная работа по организации поисковой деятельности детей, обусловленная озвученной ими же проблемой, дала очевидно положительные результаты и обеспечила реализацию поставленных цели и задач.

Полученный опыт укрепил в коллективе педагогов уверенность в правильности выбранного пути. Поэтому, в очередной раз, решив заняться серьезной театрализованной постановкой, мы опять обращаемся к этому методу. Более того, мы пошли дальше, и создали в этом учебном году педагогический проект «Создание школы актерского мастерства», а одним из методов реализации его стал метод детских проектов. Кроме собственно постановки спектакля в ходе этой работы будут решены следующие задачи:

1.Дети научатся выражать отношение к художественному восприятию литературных произведений; расширится круг их представлений через художественные образы; научатся воспринимать изобразительно-выразительные средства – как речевые, так и пластические.

2.Разовьется исполнительское творчество детей, умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.

3.Посредством живого, эмоционального общения ребенку будет обеспечена гармонизация отношений с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Всем этим будет достигнута цель: Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

В рамках проекта по организации театрализованной деятельности детей воспитанникам старших групп было предложено своими силами сделать театрализованную постановку какого-либо художественного произведения. Дети с огромным воодушевлением приняли это предложение. Но с первых же вопросов о том, как реализовать это, дети поняли, насколько это непросто, так как нужно многое узнать и многому научиться. Вот что выяснилось в беседах с детьми при помощи метода трех вопросов на I этапе.

Что дети знают и умеют:

1. Виды нескольких театров – кукольный, драматический, оперный.

2. Очень поверхностно могут описать различие между этими театрами.

3. Что в театре работают артисты.

4. Для постановки нужны специальные костюмы, декорации, различные предметы.

5. Нужно громко и красиво петь и говорить артисту, чтобы было «похоже».

6. Нужно хорошо выучить слова (роль) и не нужно стесняться.

Что необходимо узнать и научиться делать, чтобы поставить спектакль:

1. Кто и как делает декорации?

2. Из чего сделать костюмы?

3. Как научиться изменять голос?

4. Как сделать похожей походку?

5. Кто поможет выучить роль?

6. На какую сказку поставить спектакль?

7. Что нужно знать о жизни героев сказки, чтобы про них рассказывать?

8. Где взять многие предметы, которые должны быть использованы в спектакле?

9. Была ли эта сказка кем-нибудь поставлена, если да, то можно ли посмотреть постановку?

Как это сделать?

1. Нужно вспомнить много сказок и выбрать одну.

2. Придумать, какие будут декорации и решить, кто их сделает:

- можно купить готовые;

- можно попросить папу и маму;

- попросить воспитателя группы нарисовать;

- что-нибудь постараться сделать самим.

3. Можно посмотреть киносказку или рассмотреть иллюстрации в книжке – и увидеть, какие нужны костюмы.

4. Нужно потренироваться изменять голос, прорепетировать.

5. Вместе со мной поучить песни, танцы для сказки.

6. Попросить воспитателя поучить незнакомые трудные слова, узнать их значение.

7. Вместе с мамой поучить дома роль, придумать и сшить костюм.

8. Попросить воспитателей и маму рассказать о том, как жили люди в старые времена, про которые сказки.

9. Договориться, кто какую роль будет исполнять.

В рамках педагогического проекта «Создание Школы актерского мастерства для детей и воспитателей дети ездили на экскурсию в театр юного зрителя «Глобус». Дети видели там интересные костюмы и декорации, поэтому изъявили желание поставить пьесу «про давние времена». Перебирая сказки о королях и принцессах, остановили свой выбор на красивой волшебной сказке «Золушка».

Итак, сделав выбор, взрослые вместе с детьми определились в дальнейших действиях, направленных на сбор информации и накопление нужных знаний и навыков, способных решить проблему: как правильно ставить спектакль.

Для этого педагоги в своей дальнейшей работе должны были опираться на перспективные планы по организации театрализованной деятельности в ДОУ, используемые в детском саду и ранее, созданные на базе программы «Артфантазия» Э.Чуриловой. В ходе работы использовался прием записи всех предложений и инициатив детей печатными буквами на ватманские листы.

На последующих этапах, начиная со второго, работа организовывалась следующим образом.

№ этапа

Роль воспитателей

Роль детей

Роль родителей

II этап. Сбор сведений.

1.На основе предложения детей готовят их к просмотру и чтению художественных произведений: сказки Шарля Перро «Золушка» в разных пересказах; видео и диск фильмов-сказок, фильма-балета С.Прокофьева «Золушка» и мультфильмов по мотивам сказки в разных постановках. Проводят просмотры и беседы, направленные на формирование у детей представлений о жизни Франции времен королей; об обычаях и обрядах, существовавших в народе; знакомят с особенностями быта людей того времени. Обсуждают отличительные черты характера каждого героя сказки, их поступки, мораль. Вместе с детьми подходят к формулировке идеи пьесы: любовь, доброта, трудолюбие, человеческое тепло всепобеждающи. Зло всегда бывает наказано.

2. Начинают знакомить детей с театральным искусством: рассказывают о различных видах театров, их особенностях; обсуждают, чем отличается фильм-балет от художественного фильма, знакомят с сутью профессии актера, рассказывают о других театральных профессиях; формируют представления об этапах постановки спектакля.

3. Начинают работу с детьми по формированию: навыков владения выразительной стороной речи; представлений о значении мимики и жестов в передаче характеров, образов героев пьесы; умений различать и передавать различные эмоциональные состояния.

4. Вместе с детьми проводят обсуждение, кому из детей доверить исполнение той или иной роли; определяют два состава исполнителей. Начинают читать детям сценарий.

1. Начинают действия, направленные на «добывание» нужной информации. Тормошат родителей на предмет предоставления им дисков, видеокассет, книг, других источников, несущих информацию. Просят их рассказывать на тему возникающих у них вопросов по содержанию увиденного и услышанного; «докапываются» до смысловых значений слов, встречающихся в пьесе, им не понятных.

По предложению взрослых начинают зарисовки портретов персонажей, их костюмов, деталей одежды, стараются показать особенности того времени.

Выдвигают предложения о том, что можно придумать для своего героя – для того, чтобы подчеркнуть его характер.

2. Начинают договариваться друг с другом о том, как лучше распределить обязанности между собой по подготовке к спектаклю: кто, за что будет отвечать, и что готовить.

3. Принимают самое активное участие в определении исполнителей ролей, учатся обосновывать свой выбор.

1. Разыскивают, покупают, приносят в детский сад, просматривают вместе с детьми дома диски и кассеты; прочитывают с детьми сказки, пьесу.

Помогают понять идею произведения; сами начинают заполнять пробелы в знаниях относительно жизни Франции времен королей. Знакомятся с перспективными планами, по которым работают воспитатели; в случае необходимости пользуются методической литературой детского сада.

2. Получают информацию от воспитателей о целях и содержании методов и приемов работы с детьми по формированию навыков выразительности речи, пластике и передаче эмоциональных состояний.

3. Знакомятся с предстоящей работой по пошиву костюмов и изготовлению атрибутики; договариваются между собой о рациональном подходе к организации этой деятельности.

4. Ненавязчиво подсказывают своему ребенку, за какую работу по подготовке к спектаклю ему лучше всего взяться, исходя из его желания, но учитывая способности.

III этап. Выбор проектов.

1. Помогают детям определиться, чему посвятить себя в общей подготовке к спектаклю, опираясь на полученные знания. В результате этого дети разбиваются на подгруппы.

1 группа решила объединиться в художественной мастерской для создания эскизов костюмов и атрибутов. Плодом ее усилий будет выпуск журнала мод «Королевская мода».

2 группа начала работу по изготовлению атрибутики для оформления спектакля по эскизам журнала мод в «Мастерской Золушки».

3 группа начала занятия в «Школе актерского мастерства».

2. Предоставляют детям время, место, необходимые изоматериалы. Отвечают на все вопросы и просьбы детей.

3. Стараются незаметно для детей руководить работой групп, подчеркивая все инициативы детей и озвучивая все предложения. Обязательно ведут ежедневные записи на ватманских листах.

1. Дети пытаются самостоятельно рассудить, как лучше организовать работу по подготовке спектакля. Понимая уже важность декораций, костюмов, умения передать образ актерами, останавливаются на трех видах работы, которую хотят выполнять самостоятельно; обосновывают свой выбор.

Решили создать:

Журнал мод «Королевская мода»;

«Мастерскую Золушки»;

«Школу актерского мастерства».

2. Обращаются к воспитателям с просьбой предоставить им: столы, полки, зеркала, вешалки и плечики, альбомы, бумагу, фломастеры, картон, куски ткани, стеклярус, бисер, пряжу и т.д.

1. Активно интересуются ходом подготовки, выслушивают детей, стараются оказать моральную поддержку.

2. Помогают воспитателям раздобывать материалы для всех трех проектов, приносят их в детский сад.

3. Поддерживают в детях интерес к деятельности, чувство ответственности.

IV этап. Реализация проектов.

Руководят работой детей в подгруппах по проектам.

Поддерживают и корректируют уровень навыков детей в изодеятельности в проектах «Журнал мод «Королевская мода»» и «Мастерская по изготовлению атрибутов для спектакля «Мастерская Золушки»».

Назначают режиссеров в каждом занятии в «Школе актерского мастерства», учат детей самостоятельно отслеживать недостатки актерской игры друг друга. Также сами в ролях режиссеров ведут занятия с детьми по интонационной выразительности речи, искусству мимики и жестов.

Упражняют в исполнении монологов и диалогов пьесы.

Активно работают в проектах. Группы сформированы отчасти условно (так как не возбраняется переходить из проекта в проект либо работать в нескольких).

Дети доводят до конца начатую во всех проектах работу. Первая группа представляет альбом мод, вторая – поделки из мастерской, третья – спектакль для малышей по любой русской народной сказке.

Постоянно поддерживают интерес детей. Для этого задают вопросы, дают ответы и советы.

Приходят в мастерскую, приносят собственные эскизы, готовые костюмы, советуются, делятся впечатлениями с детьми, не забывая подчеркивать свое одобрение и оценивая самостоятельность детей.

Дома прослушивают игровые моменты, реплики детей, играющих роли, поддерживают их морально, дают советы, анализируют с ними способы более яркого исполнения, помогают разучивать монологи и диалоги пьесы.

V этап.

Презентация.

Обеспечивают проведение спектакля. Организовывают изготовление и установку декораций, музыкального сопровождения, что не под силу самим детям.

Назначают день и собирают аудиторию.

Организовывают презентацию проектов для приглашенных взрослых и детей других групп.

Изготавливают пригласительные билеты, афиши на спектакль.

С чувством ответственности  готовятся психологически к спектаклю.

Проводят в группе презентации журнала мод и поделок из мастерской, рассказывая о них приглашенным и демонстрируя их.

Участвуют в презентациях.

Высказывают свои впечатления, отношение, пожелания.

Добавить комментарий