Поиск по сайту

Автор: Коршикова Любовь Викторовна, воспитатель МДОУ детского сада №2 (г. Алексеевка, Белгородская область).

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. В условиях становления гражданского общества и правового государства воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Воспитание гражданственности - процесс сложный. Он продолжается практически всю жизнь. От того, какие будут заложены основы в дошкольном возрасте, во многом будет зависеть последующее поведение человека, его гражданская позиция.

Гражданское воспитание в дошкольном возрасте сочетает в себе следующие задачи патриотического, интернационального, правового, духовно-нравственного воспитания:

- обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях;

- особое внимание уделяется воспитанию толерантности, формированию начал гражданственности;

- формирование представления о родном городе и стране;

- знание прав и обязанностей человека, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Свою работу по воспитанию гражданской позиции у дошкольников я условно разделяю на шесть тем:

Я и моя семья

Мир людей

Человек-труженник

Природа и человек

Родина моя – бескрайняя Россия

Культура

В рамках темы «Я и моя семья» важно сформировать у детей представление о себе и своей семье. В рамках этого этапа проводятся развивающие тренинги, наиболее эффективны такие, как «Ласковое имя» «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Мамочка моя», «Позови солнышко», «Добрый мир», «Дружная семья», «Домашнее тепло». Проводятся такие праздники, как День семьи, любви и верности, в рамках этого праздника проводится конкурс рисунков на асфальте, а так же праздник, посвященный Дню матери. С большим желанием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Семья». А так же проводятся совместные с родителями беседы «О моей семье», выставки поделок, совместные экскурсии. Вся проведенная работа закрепляет представления детей о семье во всем многообразии родственных отношений, домашнего быта, оказывая влияние на формирование привычек и черт характера, воспитывая любовь и уважения к семье, родным и близким.

Работа в рамках темы «Мир людей» определяется следующим содержанием: мы знакомим воспитанников с профессиями работников детского сада, ходим на экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. С детьми старшего дошкольного возраста составляем план территории детского сада. Детский сад – это своего рода большая семья. Знакомим детей с профессиями, закрепляя знания сюжетно-ролевыми играми. Такими как «Шофер», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница» и многие другие. Дети знакомятся с нормами поведения в обществе в детско-родительском клубе «Наше общество», в рамках тематической недели, посвященной правилам дорожного движения, дети учатся вести себя на улицах города.

Благодаря этому, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества.

Также немаловажным является воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда. В первую очередь, мы стараемся знакомить детей с трудом людей своего края, города, своей страны, воспитывать гордость за результаты их труда. Важным также является приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Как известно, труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Для этого, помимо непосредственной образовательной деятельности, мы организуем различные экскурсии, совместные с родителями субботники, просмотр обучающих фильмов «Кем быть?», проводим тематические досуги и развлечения.

Благодаря этому у детей формируется представление о профессиях, о труде и его результатах.

Тема природы и человека занимает немаловажное место в воспитании гражданской позиции у дошкольников. Помимо непосредственной образовательной деятельности, в рамках этой темы мы проводим прогулки по территории детского сада с наблюдением, садим огород в весенне-летний период, а зимой выращиваем огород на окошке, проводим «Праздник урожая», ходим на экскурсию в музей, чтобы познакомится с местным животным и растительным миром, создаем экологические уголки.

Давая представление о природе и ее законах, мы учим детей видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.

Следующая тема, моей работы «Родина моя – бескрайняя Россия».

Мы постепенно подводим ребенка пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация. С этой целью, мы организуем экскурсии по родному городу, оформляем уголки геральдики, выставки фотографий родного города, выставки работ, сделанных детьми совместно с родителями на темы «Моя улица», «Мой дом», экскурсии в краеведческий музей. Для развития чувства патриотизма в своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы - праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, экскурсия к памятнику Неизвестного солдата, где дети возлагают цветы, беседа с ветераном Великой Отечественной Войны, оформляем уголок Патриота.

Благодаря этому дошкольник осознаёт себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, а не только жителем планеты Земля.

В процессе освоения, наследования традиционной отечественной культуры проводим праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам, такие как Масленица, Пасха, Рождественские колядки, знакомим детей с русскими народными костюмами и музыкальными инструментами, оформляем уголок «Русской избы», а так же мини музей «Бабушкина кукла». Ходим на экскурсии в школу Искусств, Дворец Культуры, к памятникам культуры, кинотеатр. Знакомим с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно делаем акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.

Таким образом, знакомство дошкольников с Российской культурой во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка.

Работа, построенная предлагаемым мною образом, проявляет или укрепляет у ребенка сознание собственной индивидуальности, повышает самооценку, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников, а также значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего гражданина и патриота нашей страны.

Добавить комментарий