Автор: Найко Е.А., МБДОУ №171 (г. Оренбург).

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.

Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с программой, предполагающей содержание знаний и навыков детей по нескольким разделам (блокам). В данной программе можно выделить 6 разделов:

 

- ребенок и другие люди;

- ребенок и природа;

- ребенок дома;

- здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;

- ребенок на улице.

Реализацию образовательной области «Безопасность» мы осуществляли через решение следующих задач:

- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- Формирование осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду (играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы и т.д.);

- Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос;

- Учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении, и осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила.

- Формировать представление о том, что следует одеваться по погоде;

- Формировать представление о правилах дорожного движения;

- Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

- Знакомить детей со специальными видами транспорта (скорая помощь, пожарная машина).

К проблеме безопасности мы постарались подойти с разных сторон:

1) В ежедневных беседах с детьми углубляли представления о безопасном поведении, ситуациях предупреждения травматизма, принятия мер предосторожности. В нашей группе проводились следующие беседы:

- «Правила поведения в группе»

- «Правила поведения в природе»

- «Улица и светофор»

- «Опасности на улице и во дворе»

- «Учим куклу Катю играть»

- «Бережем свое здоровье» и др.

2) Вовлекали детей в решение разнообразных проблемных, игровых и практических ситуаций, в которых дети применяли накопленный опыт безопасного поведения:

- «Почему нельзя разжигать костер в лесу?»;

- «Рассказ утюга о пожаре»;

- «Острые предметы»;

- «В гостях у бабушки-загадушки» (загадывание загадок об электрических приборах);

- «У Мишки заболел животик»;

- «Если кукла простудилась»;

- «Расскажи Лунтику, что такое хорошо и что такое плохо».

3) Рассматривали с детьми иллюстрации и плакаты на такие темы:

- «Помоги Зайке перейти дорогу»;

- «Опасные предметы»;

- «Как Кот тушил пожар» и другие

Помогли детям узнать, что такое пожар, зебра, светофор, тротуар, специальные виды транспорта (полиция, скорая помощь, пожарная, автобус, троллейбус) и правила поведения в опасных ситуациях. В ходе беседы эти ситуации проигрывались.

Зная, как дети любят мультфильмы, были организованны просмотры мультфильмов и сказок в соответствии с тематикой:

«Кошкин дом» (по пожарной безопасности);

«Красная шапочка» (разговоры на улице с незнакомцами);

Сказка «Волк и семеро козлят» (безопасность дома);

«Маша и медведь» (Безопасность на улице).

Современные мультфильмы:

«Азбука безопасности - На тонком льду» («Смешарики»);

«Уроки тетушки Совы» (Уроки осторожности с бытовыми приборами) и др.

В течение года мы вместе с детьми разыгрывали различные театрализованные представления:

«Маша и медведь»;

«Цыпленок» К. Чуковского;

Сказки «Гуси-лебеди»;

«Кошкин дом» и другие.

На протяжении всего времени мы с детьми учили стихотворения по безопасности:

Через улицу, дружок,

Не ходи наискосок,

А без риска и хлопот

Там иди, где переход.

Красный свет – проезда нет

И прохода тоже.

Никогда на красный свет

Ты идти не должен!

Желтый свет – сигнал простой:

Ты еще чуть – чуть постой.

Вот зеленый загорится –

И тогда смелей вперед!

На зеленый свет все лица

Совершают переход

Но не смей идти на красный!

Это может быть опасно !!!

Если ты один в квартире

Осторожен будь с огнем,

Спички лучше ты не трогай,

Не сгорит тогда твой дом.

Не всегда бывает друг

Электрический утюг.

Хоть и гладит он детишкам

И рубашки и штанишки,

Но запомните друзья

Что играть вам с ним нельзя!

Летит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар.

Особое внимание уделялось подбору игр по реализации образовательной области «Безопасность»:

1) Дидактические:

- «Раз, два, три, что может быть опасно, найди» (безопасность в быту);

- «Куда положить предмет» (безопасность в быту);

- «Азбука маленьких пешеходов» (безопасность по правилам дорожного движения);

- «Угадай, на чем повезешь» (безопасность по правилам дорожного движения);

- «Спаси игрушку» (пожарная безопасность);

- «Собери рюкзак спасателя» (пожарная безопасность);

- «Незнакомец» (безопасность один дома);

- «Опасные ситуации» (безопасность на улице);

- «Дети на прогулке» (безопасность на улице);

- «Съедобное - несъедобное» (безопасность здоровья).

2) Сюжетно-ролевые игры:

- пожарная безопасность: «Вызов пожарного», «Пожарная команда»;

- дорожная безопасность: «Водитель и автомобиль», «Шофер», «Автобус»;

- безопасность в быту с колющими предметами: «Парикмахерская», «Мамина помощница»;

- безопасность здоровья: «Доктор»;

- безопасность дома: «Семья».

3) Строительные игры:

- дорожная безопасность: «Широкая и узкая дорожки», «Веселый городок», «Машины на нашей улице»;

- пожарная безопасность: «Построим лестницу для пожарных», «Гараж для пожарных машин».

- безопасность здоровья: «Доктор».

4) Подвижные игры:

- правила дорожного движения: «Воробьишки и автомобиль», «Зебра», «Самолеты»;

- пожарная безопасность: «Потуши огонь», «Пожарная тревога», Слушай сигнал»;

- безопасность здоровья: «Опасно - безопасно», «Соковыжималка» (фрукты-сок).

Непосредственно образовательная деятельность была организованна в игровой форме. Мы создавали игровую мотивацию, которая выступала как средство побуждения, стимулировала детей к деятельности. Например, появлялся гость, приходило письмо с заданием для детей или погружались в сказочный сюжет. Дети выполняли роли, они могли быть пешеходами, водителями, пассажирами, спасателями и другими персонажами. В нашей группе проводилась непосредственно образовательная деятельность по следующим темам:

1) «Наша группа». Здесь мы учили вновь прибывших детей безопасности в группе и на улице. Мы беседовали о том, что такое опасность и безопасность. Задавали вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире, где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объясняли, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека.

2) «Что такое хорошо, что такое плохо». Во время освещения этой тематической недели мы говорили с детьми о поведении в детском саду, дома, со взрослыми людьми. Учили детей обращаться к взрослым на Вы, делиться игрушками со сверстниками в группе.

3) «Я и мое тело». Раскрывая эту тему, дети познакомились со строением своего тела, учились правилам гигиены. Мы обращали внимание на безопасное обращение с острыми предметами, что можно пораниться, порезаться, уколоться.

4) «Я и мое здоровье». Изучая эту тему, мы знакомили детей с полезной и вредной пищей, что нельзя брать грязные продукты в рот. Учили бережно относиться к своему здоровью.

5) «Детям о безопасности». Во время этой тематической недели мы учили детей осторожности с огнем, знакомили с элементарными правилами безопасности на улице и дороге. Изучали дорожные знаки.

6) «Что из чего сделано». Из содержания этой темы дети узнали, из чего сделаны те или иные предметы и материалы, какими свойствами они обладают. Мы говорили с детьми об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Мы определили, какие предметы в доме можно считать опасными, загадывали загадки о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объясняли, почему они могут быть опасными? Выясняли, умеют ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Спрашиваю детей, где у них дома хранятся такие предметы: разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник?

7) «Весна пришла». Здесь мы обращали внимание на безопасность на улице, что снег стал таять и образовываться лужи разной глубины, лед на речке стал тонкий и опасный.

При подборе материала для различных форм организации деятельности по безопасности мы учитывали уровень знаний детей по ОБЖ, их интересы, темперамент, развитие детей. Если ребенок что-то не мог усвоить во время групповых форм работы, то использовали индивидуальные и подгрупповые формы работы.

Также мы используем одну из эффективных здоровьесберегающих технологий – сказкотерапия, которая знакомит детей с правилами безопасного поведения в природе, учит быть доброжелательными, отзывчивыми, самостоятельными, защитниками природы и окружающего мира. Для этого мы использовали детскую литературу:

С. Маршак «Кошкин дом», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», «Пожар»;

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Е.Казаков «Чик-чик ножницами», Волк и козлята»;

К. Чуковского «Цыпленок»;

П.П.Дзюба «О спичке и добром огне» и другие.

После прочтения сказок мы привлекали детей к анализу поступков литературных героев.

Чтобы проверить, как дети усвоили материал, мы провели викторину «Советы мудрого Филина», где дети рассказывали стихи, отгадывали загадки, решали игровые ситуации по безопасности, отвечали на вопросы и выполняли задания. А также в закреплении знаний детям помог «Светофорчик», пригласив их на развлечение «Спасатели - вперед!», на котором дети играли роль пассажиров, пешеходов, водителя.

В свободное время мы проводили рисование на темы: «В машине, машине шофер сидит», «Опасные предметы» (рисовали огонь). Проводили аппликацию на тему: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (аппликация «зебры»).

Совместно с детьми мы сделали книжку-самоделку по безопасности жизнедеятельности, которую назвали «Правила ОБЖ для малышей» и изготовили макет пожарной машины из подручного материала.

В группе оформлен центр «Безопасность», где сосредоточен необходимый игровой материал для передачи детям знаний по безопасности:

Модели транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина;

Светофор;

Игра «Веселый городок», в которую дети играют с большим интересом, строят улицы и целый город с движением транспорта и пешеходов;

Картинки по безопасности;

Раскраски 4.

Детская литература.

Не остались в стороне и родители нашей группы. Для них были оформлены папки-передвижки, даны советы по безопасности, проводились индивидуальные беседы. Также проводилась работа в форме консультаций на темы:

«Не оставляйте детей без присмотра»

«Использование и хранение опасных предметов»;

«Пожарная безопасность»;

«Мама за рулем»;

«Основы безопасности».

Для родителей совместно с детьми была организованна выставка поделок и рисунков по безопасности на тему: «Я и моя безопасность». Всем родителям мы раздали памятки по безопасности.

На родительском собрании были освещены вопросы на тему безопасности: «Оградим детей от беды» (беседа о безопасности детей в быту, дома; о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка); «Дорожно- транспортный травматизм».

Для родителей проводилась видеосъемка «День ребенка в детском саду», на которой был показан фрагмент занятия по ПДД, где детям напомнили о правилах безопасности на улице и дороге. После чего дети рисовали зебру.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что дети усвоили правила безопасности жизнедеятельности. Но нужно обратить внимание на некоторых детей, которые реже остальных посещают детский сад, соответственно требуется индивидуальная работа с такими детьми. В нашей группе дети получают самые первые знания и умения, над которыми в дальнейшем мы будем работать и развивать их.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить