Поиск по сайту

Автор: Курченко Ольга Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР д/сад №14 «Чебурашка» (Калининградская область, г. Балтийск).

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей посещающих детский сад.

Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронических патологий преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения и аллергические заболевания кожи, 70% процентов страдают кариесом зубов, имеются нарушения сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

У детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. Почти до 40% процентов детей составляют группу риска по развитию психических нарушений.

Анализ физического развития детей выявил тенденцию уменьшения количества гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания. При поступлении в детский сад от 20% до 50% процентов детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. И среди, посещающих дошкольные учреждения детей, большое количество имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к заболеваниям. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста новых болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения своего здоровья приведут к положительным результатам.

В связи с актуальной проблемой оздоровления детей разработана программа по валеологии для детей дошкольного возраста. Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности.

Цель программы: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:

- составных частях тела и его анатомическом строении;

- режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;

- гигиеническом уходе за телом;

- движении тела и его значении для здоровья человека;

- влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;

- естественном окружении ребёнка и его здоровье;

- установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к её объектам и дарам;

- природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;

- отравляющих растениях и грибах;

- особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие чёрт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;

- установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;

- культуре поведения детей как основе здоровья;

- профилактике и устранения вредных привычек;

- детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;

- детских болезнях и их профилактике;

- некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);

Формировать у детей основы валеологического сознания, бережливое и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других, как высочайшей ценности.

Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в:

- гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;

- закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно-гигиенических навыков в еде;

- правильном питании;

- приготовлении отваров из трав, морсов, оздоровительных чаёв;

- общении со взрослыми и товарищами;

- проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;

- самостоятельном урегулировании возбуждённого поведения;

- пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, предоставлении первой помощи себе и другим людям при травмах и отравлениях, повышении температуры, головной боли;

- использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр в личном оздоровлении;

- общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;

- организации самостоятельной жизни дома без взрослых («один дома»).

Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.

Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.

Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые элементы практических привычек.

Реализация программы осуществляется на занятиях – 1 раз в неделю, срок обучения три года, начиная с младшей группы. Длительность занятий: младшая группа (15-20 минут), средняя группа (20-25 минут), старший возраст (25-30 минут).

Методы реализации программы:

Практические:

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.

Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребёнка.

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

Закаливание по схеме.

Создание центра Правил дорожного движения для использования полученных знаний в игровой деятельности.

Словесные:

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворений.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Подвижные игры.

Развлечения.

Моделирование ситуаций.

Консультации.

Наблюдения.

Наглядные:

Организация выставок, конкурсов.

Сбор фотоматериалов.

Рассматривание иллюстраций.

Аудиовизуальная техника.

Информационно-агитационные стенды.

Театрализованная деятельность.

Личный пример взрослых.

В программе использованы инновационные методы: Игрового, проблемного обучения, наглядного моделирования, мнемотехники, элементы триз, организация экспериментальной деятельности детей.

Принципы создания программы:

Доступность:

учёт возрастных особенностей детей;

адаптированность материала к возрасту.

Систематичность и последовательность:

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

учёт особенностей мышления.

Динамичность:

интеграция программы в разные виды деятельности.

Дифференциация:

учёт возрастных особенностей;

создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения:

Дети научились самостоятельно выполнять все доступные возрасту процессы одевания, умывания, самообслуживания;

За столом в группе ведут себя в соответствии с правилами при небольшой помощи взрослых;

Проявляют инициативу и независимость;

Стремятся оказывать помощь взрослым, сверстникам, которые испытывают затруднения;

К концу второго года обучения:

Дети полностью самостоятельны в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания, они аккуратны и адекватно оценивают культурно-гигиенические навыки сверстников и свои;

Проявляют заботу о слабых детях, с радостью оказывают им помощь в одевании, умывании, быту;

Самостоятельно выполняют все правила этикета.

С помощью взрослого дети умеют устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.

К концу третьего года обучения:

Бережно, заботливо относятся к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников, умеют называть и понимать состояния здоровья и нездоровья;

Беспокоятся, при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готовы оказать помощь в случае необходимости;

Проводят связь между поступками, условиями жизни и здоровьем;

Знают особенности функционирования человеческого тела, строение организма;

Тематическое планирование по валеологическому воспитанию дошкольников:

Младшая группа:

Месяц

Тема

Количество

Сентябрь

Человек

4

Октябрь

Кожа, лицо, руки

4

Ноябрь

Одежда, обувь

2

Декабрь

Нос, рот, уши

4

Январь

Волосы

2

Февраль

Зубы

4

Март

Питание

4

Апрель

Настроение

4

Май

Кожа (тело, ноги, руки)

4

Всего часов

32

Средняя группа: 

Месяц

Тема

Количество часов

Сентябрь

«Зачем нам нужны зубки»

2

1.

2.

«Нос и уход за ним»

2

Октябрь

«Дружим с водой»

2

1.

2.

Кожа (тело, руки, ноги).

2

Ноябрь

«Как настроение»

2

1.

2.

ОБЖ

Личная гигиена. Понимание необходимости и значение гигиенических процедур.

Предметы необходимые для поддержания чистоты тела.

2

Декабрь

«Глазки – подсказки»

2

1.

2.

ОБЖ

Витамина и здоровый организм.

Названия отдельных витаминов и продуктов, в которых они содержатся, их польза и значение для здоровья.

2

Январь

«Самая быстрая улитка в мире»

2

1.

2.

ОБЖ

«Опасный петушок»

2

Февраль

«Кто охраняет мой рот?» (язык, зубы, губы)

 

1.

2.

Кто такие микробы?

2

Март

Моя осанка.

2

1.

2.

ОБЖ. Улица, дорога, пешеход.

2

Апрель

Лес – наше богатство.

2

1.

2.

ОБЖ

Знаешь, ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?

2

Май

«Радости и горести подводного царства»

2

1.

Июнь

Опасность вокруг нас: предметы, ядовитые ягоды и грибы.

2

Август

Всего часов

36

 

Старшая группа:

 

Месяц

Тема

Количество часов

Октябрь

Настроение.

2

1.

2.

ОБЖ

Правила дорожного движения.

2

Ноябрь

Кровь – живая вода.

2

1.

2.

ОБЖ

Ребёнок и другие люди: опасность контакта с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, и к кому можно обратиться за помощью.

2

Декабрь

Насос для перекачки крови – сердце!

3

1.

2.

ОБЖ

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

2

Январь

«Из чего мы сделаны?» (кости, мышцы, кожа).

2

1.

2.

ОБЖ

В мире опасных предметов. Правила безопасности во время грозы, пожара

2

Февраль

ОБЖ

Изучаем свой организм. Правила оказания первой помощи.

2

1.

2.

«Тоненькие паутинки» (нервы).

2

Март

«Путешествие по волшебному тоннелю».

2

1.

2.

ОБЖ

Болезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы.

2

Апрель

«Воздушные лепестки».

2

1.

2.

Желудок – фабрика по переработке пищи.

3

Май

Лекарства и витамины.

2

1.

2.

ОБЖ

Ребёнок и другие люди. «Если чужой приходит в дом»

2

Июнь

Ядовитые растения и грибы.

2

1.

2.

Природа и мы. Контакты с животными.

2

Всего часов

36

Основное содержание работы по валеологическому воспитанию дошкольников:

Младшая группа: 

Месяц

Тема

Цель

Методические приемы

Количество часов

Сентябрь

Человек.

 

1. Познакомить детей со строением тела человека.

2. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

Дидактическая игра «Дорисуй человечка» (дорисовать недостающие части тела).

Дидактические игры «Собери человечка» (из счётных палочек, природного материала, геометрических фигур, верёвочек), «Нос, нос, нос» (покажи, что назову).

Музыкальная игра «Где же наши ручки».

4

09.

Октябрь

Кожа, лицо, руки

1. Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом мытья рук).

2. Расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, душистое, розовое, белое, мыльце, вода - чистая, тёплая, холодная.

 

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья» (внесение мыла и полотенца).

Игры-экспериментирование «Вот какая пена», «Ловкие пальчики», «Весёлые путешественники», «Весёлые кораблики», «Нырки», игры с губками, переливание воды, игры с резиновыми игрушками в воде.

Пальчиковые игры с называнием пальцев.

Дидактические игры «Собери лицо» (из геометрических фигур, счётных палочек, верёвочек, природного материала), «Какое мыло», «Что в мыльнице?».

Чтение Н. Саконская «Где мой пальчик»

 

4

10.

Ноябрь

Одежда, обувь.

1. Закреплять значение одежды и обуви, последовательности одевания.

2. Воспитывать желание ходить в чистой и аккуратной одежде и обуви.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у матрёшки».

Ситуация - «Будем заваривать чай».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» (бумажный вариант)

Общение – «поможем кукле, она упала, порвала платье».

Лото - «Одежда», «Обувь».

2

11.

Декабрь

Нос, рот, уши

1. Закреплять знание о бережном отношении к своему здоровью.

2. Приучать заботиться об органах слуха - ушах (тёплая шапочка, платок от ветра и мороза).

Сюжетно-ролевые игры «Врач», «Семья», «Детский сад».

Общение – «Мы стираем платочки», «Я и детский сад», «Я и дети».

Ознакомление с трудом врача

Упражнения дыхательной гимнастики: подуй на листочек, чтобы он долго шевелился; дыхание с задержкой; «кастрюля с кашей» - короткие, резкие выдохи.

Подвижные игры «Пузырь», «Мячик и насос», «Что звучит» (узнавание разнообразных звуков - бытовые, музыкальные, звуки животных), «Кто позвал».

Работа с пиктограммами (веселье, грусть).

4

12.

Январь

Волосы.

1. Закрепление навыков ухода за волосами (расчёсывание после сна, мытьё волос).

2. Знакомим с правилом - расчёсываться можно только своей расчёской.

Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Семья».

Ознакомление с трудом парикмахера.

Ситуации «Завяжем куклам бантики», «Расчешем куклам волосы», «Что нам надо для мытья волос» (рассматривание картинок или предметов).

Чтение потешки «Расти коса»

2

01.

Февраль

Зубы.

1. Закреплять правила ухода за зубами.

2. Познакомить с правилами: полоскать рот, чистить зубы.

3. Обучить детей навыку полоскания рта после еды.

Сюжетно-ролевая игра «Врач».

Практические упражнения на формирование и закрепления навыка - полоскание рта после еды.

Познакомить с зубной щёткой и пастой.

Объяснить, что дети чистят зубы щётками и зубной пастой только для детей.

4

02

Март

Питание

1. Дать детям знания о том, что из продуктов есть полезно, что можно есть в большом количестве, что нужно есть с соблюдением правил ограничения.

2. Закрепить правила поведения за столом.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ознакомление с трудом повара.                         Общение «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол».                                  Дидактическая игра «Определи на вкус» (определить с закрытыми глазами на вкус яблоко, печенье, булку, хлеб, огурец и т.д.)                        Дидактические игры «Логические цепочки - большое, маленькое», «На что похоже» - графическое изображение.

4

03

Апрель

Настроение

1. Закрепить связь между хорошими поступками людей и настроением у окружающих нас взрослых, родных, друзей.

2. Установить связь между эмоциями и цветом.

Общение «За что меня можно похвалить», «Я и моя бабушка, сестричка, друг...».

Дидактические игры: «Собери весёлое/грустное лицо» (из геометрических фигур, палочек, природного материала, верёвочек), «Дорисуй» (обводка геометрических фигур и их дорисовывание).

«Найди к весёлой девочке весёлого мальчика».

Работа с пиктограммами - «Подари цвет радости солнышку, для хмурой тучки».

4

04.

Май

Кожа (тело, руки, ноги).

1. Закрепление знаний об уходе за всеми частями тела.

2. Закрепить знания о том, что у полотенец разное назначение - для рук, ног, тела.

3. Развитие сенсорных ощущений.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (внесения мыла). Различение полотенец по величине - для лица, рук, тела.

Игры с мылом - на закрепление названий (словообразование).

Дидактические игры: «Чем я моюсь» - набор мочалок, щёток, моющих средств и т.д. Ребёнку надо выбрать те предметы, которые он использует при купании или мытье рук.

«Какая вода?» - определение качеств воды (тёплая, чистая, прозрачная, спокойная и т.д.)

4

05.

Средняя группа:

 

Тема

Цель

Методические приемы

Количество часов

Сентябрь

«Зачем нам нужны зубки»

Познакомить детей с зубной щёткой, с правилами её хранения, с приёмами движения зубной щётки в сухую.

Беседа о здоровой пище. Д. И. «Да или нет».

- Творческие рассказы на тему: «Приключения новой куклы в детском саду».  Сказка «Почему у зайцев здоровые зубы» И. Л. Рахманинова.

- Д. И. «Назови когда» - учить детей по образному восприятию устанавливать зависимость явлений.

- Определять и называть в какое время суток проводятся определённые гигиенические мероприятия (чистка зубов, полоскание рта).

- Закрепить знание о личной гигиене.

2

1.

2.

«Нос и уход за ним»

- Дать детям представление об одном из важнейших органов чувств - обонянии.

- Приучать беречь орган и соблюдать правила ухода за ним. - Развивать зрительную память, совершенствовать конструктивные способности.

 

- Игровая ситуация иллюстрации цветочной поляны или сада.

- Коллаж «Наш нос и уход за ним»

- Мнемотаблица «Король Носиус I». Беседа с опытами.

- Сказка «Заяц – хваста»

- Игра «Чей нос лучше»

2

Октябрь

«Дружим с водой»

- Продолжать формировать у детей самостоятельность и активность в выполнении культурно-гигиенических навыков.

- Формируем осознанное отношение к правилам и нормам культурно-гигиенических навыков.

- Развиваем память, внимание, совершенствуем мелкую моторику рук.

- Игровая ситуация: «В гости приходит поросёнок Хрюша»

- Алгоритм «Как правильно мыть руки».

- Запись звуков бегущего ручья, текущей воды.

- Мнемотаблица «Дружим с водой»

- Чтение сказки «Мойдодыр» Чуковского.

2

1.

2.

Кожа (тело, руки, ноги).

- Дать сведения о коже человека, о её назначении.

- Учить предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья.

- Кукла Незнайка.

- Тактильные дощечки.

-Коллаж «Кожа и уход за ней»

- Мнемотаблица.

2

Ноябрь

Как настроение.

- Развивать эмоциональный мир ребёнка.

- Учить определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях.

- Учиться работать над корректировкой негативного поведения.

 

- Плоскостной театр на фланелеграфе по сказке «Доктор Айболит» (обезьянка, шарманщик, доктор Айболит).

- пиктограммы: стих-е «Сидит колдунья сердится»

2

1.

2.

ОБЖ

Личная гигиена, понимание значения и необходимости гигиенических процедур, предметы, необходимые для поддержания чистоты тела.

- Развивать у детей понимание значения гигиенических процедур.

- Опыты со снегом (качество талой воды).

- Экскурсия в прачечную д/с. Беседа чистота и здоровье.

- Чтение Т. Зайцев «Дружи с водой», А. Барто «Девочка чумазая»

- Сюжетно-ролевая игра: Сделаем куклам разные причёски.

2

Декабрь

«Глазки – подсказки»

- Дать детям представление об одном из органов чувств - зрении.

- Объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами.

- Развивать зрительную память, внимание.

- Игровые ситуации: (кукла Чиполлино).

- игрушки для игры «Найди игрушку».

- Коллаж «Наши глаза».

- Дидактическая игра: «Узнай на вкус».

2

1.

2.

ОБЖ

Витамины и здоровый организм: польза и значение для здоровья, названия отдельных витаминов и продуктов в которых они содержатся.

- Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

- Беседа «полезно - не полезно»

- Чтение Л. Зильберн «Полезные продукты», К. Кузнецов «Замарашка».

- Дидактическая игра «Назови правильно».

- Продуктивная деятельность

посадка лука.

- Рисование «В нашем саду растут витамины».

2

Январь

«Самая быстрая улитка в мире»

- Дать детям расширенные знания об одном из важнейших органов чувств - слухе.

- Приучать беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами.

- Развивать внимание, память, совершенствовать конструктивные способности.

- Картинка с изображением корабля плывущего по морю.

- Запись звуков моря.

- Предметы для имитации звука.

- Коллаж «Органы слуха».

2

1.

2.

ОБЖ

«Опасный петушок»

- Обучить мерам пожарной безопасности.

- Рассказать об электроприборах, спичках, зажигалках, о последствиях пожара в доме.

- Рассказ воспитателя о пожарах, рассматривание иллюстраций, сюжетные предметные картинки.

- Чтение С. Я. Маршак «Кошкин дом».

- Игра - тренинг «Если в доме случился пожар»

2

Февраль

Кто охраняет мой рот (язык, губы, зубы).

- Сообщить детям элементарные сведения об органах питания: «языке», «губах», «зубах».

- Определить их функции, значение для организма ребёнка.                       - Научить основным правилам ухода за этими органами - важными для здоровья детей.

- Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

- Загадки, дидактическая игра «Определи на вкус».

- Беседа с показом иллюстраций.

- Дидактическая игра «Сложи из частей».

- Дидактическая игра «Что вызывает болезни»

2

1.

2.

Кто такие микробы?

- Дать представление о микробах, являющихся распространителями инфекционных заболеваний и о микробах полезных для людей.

- Рассказ о микробах.

- Работа с микроскопом.

2

Март

Моя осанка.

- Обучение детей необходимости правильной осанки.

- Изучение взаимосвязи осанки и здоровья.

- Закрепление правил здорового образа жизни и правильной осанки.

- Формирование потребности в сохранении здоровья.

Картинки с изображением правильных и неправильных действий (при ходьбе, сидении, лежании, игре, рисовании и т. д.) и игрушечный верблюд.

2

1.

2.

ОБЖ

Улица, дорога, пешеход.

- Закрепить у детей знание правил дорожного движения.

- Рассказать к чему может привести нарушение ПДД.

- Уточнить правила пешехода и поведение.

- Игра «Дорога».

- Рассматривание картины «Улицы города»

- Дидактическая игра: «О чём говорит светофор»

- Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

- Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»

- Продуктивная деятельность «Машина везёт груз»

2

Апрель

Лес - наше богатство.

- Дать детям знание о необходимости беречь природу, её пользе и неразрывности жизни «зелёных друзей» и человека.

- Развивать логическое мышление, память, образное мышление.    - Закреплять навыки счёта.

- Иллюстрации леса в разное время года.

- Коллаж «Лес».

- Загадки «Грибы».

- Дидактическая игра: «Дорисуй волшебный лес».

3

1.

2.

ОБЖ

Знаешь, ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?

- Дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находиться и как выглядит дом, что расположено поблизости).

- Работа в тетради «Безопасность».

1

Май

Радости и горести подводного царства.

- Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

- Запись шума моря. Дети представляют, что они на море, изучают берег, дно, особенности животных (рыбы, медузы).

- Игры с водой.

- Запрещается самостоятельно заходить в воду (высказывания детей).

- Запрещается хватать друг друга в воде, садиться друг на друга.

4

1.

Июнь - Август

Опасность вокруг нас: предметы, ядовитые ягоды и грибы.

- Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.

- Научить различать их и называть.

- Настольная игра «Сбор грибов и ягод». Рассматривание картинок.

- Беседа: «Я знаю, что можно, а что нельзя». Съедобное и несъедобное.

- Дидактическая игра «Источники опасности»

- Сюжетно-ролевая игра: «Семья - поездка в лес по грибы», «Больница», «Аптека».

- Продуктивная деятельность Грибы съедобные и несъедобные.

4

Старшая группа: 

 

Тема

Цель

Методические приемы

Количество часов

Октябрь

Настроение

- Развивать эмоциональный мир ребенка;

- Учить определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях;

- Учить корректировать негативное поведение;

Общение «За что меня можно похвалить».

Плоскостной театр на фланелеграфе по сказке «Доктор Айболит» (обезьянка, шарманщик, доктор Айболит, собака).

Мнемотаблица.

Рабочий лист: «Настроение и общение».

Коллаж: «Настроение».

Запись песни – «От улыбки станет всем светлей».

2

1.

2.

ОБЖ

Правила дорожного движения

- Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств;

- Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

Экскурсии, целевые прогулки – по улице, к пешеходному перекрёстку.

Рассматривание иллюстраций «Улицы города».

Беседы – «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Светофор», В. Семерин «Запрещается – разрешается», загадок о транспорте, правилах дорожного поведения.

Сюжетно-ролевые игры – «ГАИ», «Водители и пешеходы».

2

Ноябрь

Кровь – живая вода

- Сообщить элементарные сведения о крови.

- Познакомить детей с составом и функциями кровеносной системы. Дать понятие о белых и красных тельцах, их роли и назначении.

- Сообщить правила важные для хорошего функционирования кровеносной системы, а, следовательно, и всего организма в целом.                           - Формировать нравственные качества и привычки поведения: забота о своем здоровье и здоровья ближних.

Беседа «Белые и красные кораблики».

Дидактическая игра «От чего кровь здоровая».

Сюжетно-ролевая игра «Травмпункт».

Практические задания.

 

2

1.

2.

ОБЖ

Ребенок и другие люди: опасность контакта с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых и к кому можно обратиться за помощью.

- Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

- Научить детей правильно вести себя в таких ситуациях.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы – «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми», «Как бы вы поступили в данной ситуации».

Моделирование проблемных ситуаций.

Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», А. Толстой «Приключения Буратино».

Дидактическая игра «Добрый и злой человек».

 

Декабрь

Насос для перекачки крови – сердце!

- Сообщить детям элементарные сведения о внутренних органах (сердце).

- Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья детей.

- Учить детей беречь своё сердце, усвоить правила ухода за сердцем.

- Воспитывать нравственные качества и привычки поведения (забота о ближних: не огорчать, не расстраивать себя и близких).

Загадки.

Беседа с показом демонстрационного материала, выполнением практических заданий.

Дидактическая игра «Собери из частей».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

3

1.

2.

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

- Рассказать о том, что здоровье человека во многом зависит от самого человека. За ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать.

Соблюдать режим дня.

Игровая ситуация «Узнай по действию».

Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Составление рассказа «Мой режим дня».

 

2

Январь

«Из чего мы сделаны?» (кости, мышцы, кожа).

- Познакомить детей с общим строением человека, с понятиями «кости», «кожа», «мышцы».

- Определить значение кожи, мышц, костей для жизнедеятельности организма.

- Рассказать об основных правилах по уходу за кожей, по охране мышц и костей.

- Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Загадки.

Беседы, практические действия.

Показ иллюстраций (скелет человека).

2

1.

2.

ОБЖ

В мире опасных предметов. Правила безопасности во время грозы, пожара.

- Формировать представления детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, дома так и в лесу.

- Сформировать чувство опасности огня.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы – «Огонь – друг или враг», «Чтобы не было беды».

Беседа в совместной деятельности «Что можно, а что нельзя».

Дидактическая игра «Опасные предметы».

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учении».

Чтение С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

2

Февраль

ОБЖ

Изучаем свой организм. Правила оказания первой помощи.

- Рассказать об устройстве и функционировании человеческого организма, важности бережного отношения к своему здоровью.

Беседы – «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как помочь себе и другу».

Игровые упражнения «Окажи помощь».

2

1.

2.

«Тоненькие паутинки» (нервы).

- Сообщить детям элементарные сведения о нервной системе (мозг, нервы).

- Рассказать о функциях нервной системы, о взаимосвязи всех органов с мозгом человека.

- Познакомить с терминами: мозг – паучок, нервы - тоненькие паутинки.

- Воспитывать желание беречь свои нервы, соблюдать необходимые правила поведения важные для формирования здоровой нервной системы.

Загадки.

Практические действия.

Беседа с показом наглядных пособий.

Дидактическая игра – «Нарисуй как связаны с мозгом тоненькие паутинки»

2

Март

«Путешествие по волшебному тоннелю».

- Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

- Рассказать о функциях и значении носа в процессе дыхания.

- Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на работу носа.

- Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

- Продолжать работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

- Загадки.

- Дыхательные упражнения.

- Дидактические игры – «Угадай по запаху», «Дорисуй нос» (птицы, звери).

- Чтение Г. Остер «Нет приятнее занятья, чем в носу поковыряться». Знакомство с правилами этикета.

- Дидактические игры – «Где чей нос» (весёлая путаница), «Большая регата» (соревнование бумажных корабликов).

- Звуковая дыхательная гимнастика «Полёт».

2

1.

2.

ОБЖ

Болезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы.

- Систематизировать и дополнить знания детей о предметах и явлениях природы.

- Закреплять правила поведения в природе (запрещающие знаки).

- Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки и т.д.

- Беседы – «Почему нужно охранять природу», «Всё в природе взаимосвязано».

- Чтение В. Бианки «Лесная газета».

- Сюжетно-ролевая игра «Больница».

- Продуктивная деятельность – плакат о защите природы.

2

 

Апрель

«Воздушные

лепестки».

- Сообщить детям элементарные сведения о лёгких, как об одном из органов дыхания (внешнем виде, функциях, отличиях здоровых лёгких от больных).

- Познакомить с термином «правильное дыхание», рассказать о роли правильного дыхания для жизнедеятельности всего организма.

- Учить соблюдать правила ухода за органами дыхания.

- Развивать навыки правильного дыхания.

- Дидактические игры – «Наполни лёгкие воздухом», «Определи и покажи».

- Выполнение дыхательных упражнений (очищающее) «насос», «дровосек».

- Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике».

2

1.

2.

Желудок – фабрика по переработке пищи.

- Дать основные понятия о желудке, пищеводе, кишечнике.

- Познакомить детей с работой пищеварительных органов на доступном уровне.

- Помочь детям понять, что здоровье зависит и от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

- Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

- Воспитывать навыки культуры питания.

- Беседы с показом иллюстраций.

- Дидактические игры – «Найди, что где находиться», «Что хорошо, что плохо для желудка».

- Сюжетно-ролевая игра – «Семья», «Кафе – столовая».

- Дидактические игры – «Назови первые, вторые, третьи блюда», «Для чего я».

2

 

Май

Лекарства и

витамины.

- Уточнить представление детей о лекарствах и витаминах.

- Закреплять понятия детей, что лекарства принимают только заболевшие люди по назначению врача. Они помогают побороть болезнь и снова стать здоровыми.

- Познакомить с лекарственными растениями, учить их называть и различать.

- Объяснить, что собирать и употреблять лекарственные растения можно только под контролем взрослых.

- Систематизировать знания о витаминах, о том какие продукты питания больше всего богаты витаминами.

- Рассматривание иллюстраций.

- Беседы – «Как лечить болезни», «Где живут витамины».

- Чтение Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубы».

- Сюжетно-ролевая игра – «Аптека».

- Рассматривание гербария «Лекарственные растения».

2

1.

2.

ОБЖ

«Если чужой приходит в дом».

- Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома.

- Научить, как правильно вести себя в таких ситуациях.

- Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

- Беседы – «Если ты один дома», «Запомни номер телефона – 01, 02, 03, 04».

- Рассматривание иллюстрации «Твоя безопасность».

- Беседа при чтении художественных произведений (например «Золушка», русских народных сказок – «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и другие).

2

Июнь

Ядовитые растения и грибы.

- Познакомить детей с ядовитыми растениями и грибами.

- Учить их различать по внешнему виду и другим признакам, правильно называть.

- Объяснить, как важно различать съедобные и несъедобные грибы и растения, какой вред здоровью может нанести ядовитое растение или гриб.

- Беседа «Красивые, но ядовитые».

- Чтение – загадки.

- Продуктивная деятельность «Внимание, опасность».

2

1.

2.

Природа и мы.

«Контакты с животными».

- Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

- Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

- Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

2

Добавить комментарий