Поиск по сайту

Автор: Курбанова Лилия Рафаиловна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад№3 «Ласточка».

Основу музыкально ритмических композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Но из-за недостаточного чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой, выражать ее характер и музыкальный образ.

Двигательные навыки закрепляются через психологическое раскрепощение дошкольника, освоение собственного тела как выразительного инструмента.

Когда отдельные танцевальные элементы выполняют только под счет, это создает ощущение однообразного, механического повторения. Теряется образность и эмоциональность танца. Но если для разучивания или закрепления движений использовать небольшие стихи, четверостишия, ребенок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности. У него формируются правильная осанка, ловкость, чувство ритма. Ритм стиха помогает  выполнять движение точно и выразительно.

Слова произносятся без музыкального сопровождения, упираясь только на ритмический рисунок стиха. Когда движение будет выучено, его легко соединить с музыкой и ребенок будет чувствовать себя уверенно и раскрепощено.

Музыкально-ритмические движения - вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Движения под музыку оказывается одним из эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Ритмика в музыкальном и шире - художественном воспитании детей выполняет множество функций. Само название «ритмика», казалось бы, четко определяет и ограничивает сферу этой дисциплины: умение организованно двигаться под музыку. Ощущать музыкальный метроритм.

Музыкально-ритмические движения вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения: владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве. Музыкально-ритмические движения дают возможность освоить простейшие танцевальные движения, научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов, игрой на ударных инструментах.

В музыкальной педагогике ХХ века проблема взаимодействия музыки, слова и движения была впервые поставлена швейцарским педагогом, «отцом» ритмики Э.Жак-Далькрозом (1865-1950) и разрабатывалось немецким композитором К.Орфом (1895-1982). В России поддержал идею и включил в собственную систему музыкального воспитания детей Б.Л.Яворский (1877-1942).

Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.

Большое значение имеют занятия ритмикой, для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свою роль в ней, свое место.

Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эта методика создает благоприятные условия для развития творческой активности детей. Бесспорно, также большое значение музыкально-ритмические движения имеют для формирования произвольного внимания, для развития памяти детей. Потребность в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

Какие остаются задачи для развития музыкально-ритмических движений:

- научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительности: ритмично и выразительно двигаться,

- играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

- развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передать ее в движении;

- развивать художественно-творческие способности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Актуальность темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста.

В своей работе всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий связанных с ритмом и танцем. Мной было установлено, что необходимое условие для освоения чувства ритма - это накопление впечатлений от восприятий, и непосредственное применение. Изучая данную проблему увидела, что многие дети, имея музыкальную память, слух, зачастую затрудняются в определении ритма, правильности исполнения движений в танце.

При помощи ритмослогов (т.е. когда слова делят на ритм), ребенок быстрее запоминает последовательность элементов танца, точнее выполняет ритм, а в сочетании с моделями (т.е. ребенок зрительно воспринимает последовательность движений) и слуховое восприятие становится доступным и понятным.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное впечатление дошкольников, используя на занятиях ритмослоги и модели.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников, на основе особенностей детей разработала модели для разучивания танца.

Моя работа состоит в следующем:

- использование авторского музыкально-двигательного материала(моделей);

- использование ритмослогов.

Цель моей работы: Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. развитие двигательных качеств и умений, развитие координаций движений, развитие ритма.

2. обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.

3. развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.

Весь процесс обучения делится на 3 этапа:

1. Начальный этап обучения упражнения (отдельному движению).

2. Этап углубленного разучивания упражнения (римтослоги, деление на ритм, использование моделей).

3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения, последовательности при помощи моделей и ритмослогов дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является - целостное выполнение упражнения при помощи моделей и ритмослогов. Количество упражнений увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом.

На этапе углубления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творчеству самовыражения в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Ритмослоги

***

«Что ты, ёж?»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты, ёж, та-кой ко-лю-чий?

(4 приставных шага)

Это я на вс-який слу-чай.

(8 раз грозят пальчиком)

Ведь в ле-су мои со-се-ди

(сужение круга, 8 шага)

Ли-сы, во-лки да мед-ве-ди.

(расширение круга, 8 шага)

***

«Настали стужи»

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

Наконец настали стужи.

(4 хлопка)

Во дворе замёрзли лужи.

(будто шлёпают ладошками по льду)

И, чирикая, детей

(«клювики»)

Поджидает воробей.

(повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)

***

«Зайчики и лошадки»

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки в движении.

Методика проведения: дети встают на ковре по кругу.

1-я группа детей исполняет ритм зайца, изображая ритм в движении (eeq - три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки – бег с высоким подниманием колен.

***

«Утята»

Задача: освоить равномерный ритм; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке

(шаг ( q q q q ) + игра на барабане)

Малые ребята.

И поплыли по реке

(«плывут» + глиссандо на металлофоне)

Жёлтые утята.

***

«Капли»

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,

(ладошки-капельки q q q q )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,

(ладошки-капельки eeee)

Кап-кап, кап-кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(имитируют крышу)

***

«Ёж»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж

(шаги (q q q q )

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,

(пружинка с разворотом)

Вкусные грибочки.

(4 раза)

***

«Волк»

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост

(eeeeee q приставной шаг с пружинкой)

Серый грозный волк идёт.

(eeeeee q)

Страшный волк-волчи-ще,

(eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.

(q q q q 4 хлопка)

Острые зуби-щи,

(eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.

(q q q q 4 хлопка)

 

Схемы построения фигур

Схемы построения фигур

 

Схемы построения фигур

Схемы построения фигур

Схема движения "Ручеек" 

Схема движения "Ручеек"

 

 

Схема движения "Змейка"

Схема движения "Змейка"

Схема движения "Змейка"

Схема движения "Змейка"

Схема движения "Змейка"

Схема расстановки в шахматном порядке

Схема построения в шахматном порядке

Схема построения в шахматном порядке

Схема построения и движения в кругу

Схема построения и движения в кругу

 

Схема движения ног

Схема движения ног

 

Схема продвижения вперед

Схема продвижения вперед

 

Схема прямой линейки

Схема прямой линейки

Добавить комментарий