Авторы: Бабушкина Н.И., Пономаренко Ю.Г., воспитатели первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» (г. Шебекино, Белгородская область)

Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2013 – 2014 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы. В течение года данный мониторинг был проведен дважды.

Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, май).

Лица, которые осуществляли мониторинг: педагоги, ведущие занятия с дошкольниками.

Характеристика группы: в группе 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).

Сроки проведения:

- с 7 октября по 11 октября 2013 года;

- с 21 апреля по 25 апреля 2014 года.

Воспитателями группы осуществлялся мониторинг в двух направлениях: развитие навыков и умений по образовательным областям и оценка развития интегративных качеств.

Сбор информации основывался на использовании следующих методик:

- систематические наблюдения;

- организация специальной игровой деятельности;

- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;

- анализ продуктов детской деятельности.

Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.

В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.

Мониторинг образовательного процесса, содержащий десять образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.

С помощью мониторинга детского развития, включающего девять интегративных качеств, соответствующих ФГТ («Физическое развитие», «Любознательность и активность», «Эмоциональность и отзывчивость», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми», «Способность управлять своим поведением и планировать действия», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «Сформированность представлений о себе и социальном окружении», «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладение необходимыми умениями и навыками») удалось осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка.

Основанием для сбора информации служили:

- ежедневные беседы;

- систематические наблюдения;

- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;

- анализ продуктов детской деятельности;

- организация специальной игровой деятельности.

Данные о результатах мониторинга заносились в таблицу развития ребенка.

Оценка навыков и умений по образовательным областям во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год.

Образовательные области

Начало года

Конец года

 

Кол-во детей: 21 человек

Кол-во детей: 20 человек

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

чел.

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

Чел

%

1

Здоровье

4

19%

9

43%

8

38%

3

14%

13

67%

4

19%

2

Физическая культура

4

19%

8

43%

9

38%

3

14%

14

68%

3

18%

3

Социализация

3

14%

12

64%

6

28%

6

28%

12

62%

2

10%

4

Труд

5

22%

11

56%

5

22%

10

50%

8

40%

2

10%

5

Безопасность

3

14%

8

38%

10

48%

10

50%

8

40%

2

10%

6

Познание

4

19%

7

33%

10

48%

10

50%

8

40%

2

10%

7

Коммуникация

4

19%

10

48%

7

33%

8

40%

9

42%

3

18%

8

Чтение худ. лит-ры

4

19%

10

48%

7

33%

14

68%

4

20%

2

12%

9

Худ. творчество

6

28%

5

24%

10

48%

10

50%

6

30%

4

20%

10

Музыка

5

22%

11

56%

5

22%

11

55%

6

30%

3

15%

 

Итоговый результат

2

19,5%

10

45%

9

 

35,5%

8

 

46%

8

46%

4

8%

 

Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми второй младшей группы «Матрешки» образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года.

Существует проблема в освоении программы по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура», так как динамика усвоения незначительна.

Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:

Здоровье: высокий уровень – 25% детей; средний уровень – 70%; низкий – 5%.

Физическая культура: высокий уровень – 19% детей; средний уровень – 71%; низкий – 10%.

Социализация: высокий уровень: 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.

Труд: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.

Безопасность: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.

Познание: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.

Коммуникация: высокий уровень – 40% детей; средний уровень – 42%; низкий – 18%.

Чтение художественной литературы: высокий уровень – 68% детей; средний уровень – 20%; низкий – 12%.

Художественное творчество: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 30%; низкий – 20%.

Музыка: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 30%; низкий – 15%.

Наличие низкого уровня обусловлено психо-физическими особенностями следующих детей: Реутова Александра, Леонов Александр (требуют коррекционной работы и вмешательства узких специалистов), Ястребов Андрей (непосещение без уважительных причин).

Оценка интегративных качеств во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год

Интегративные качества

Начало года

Конец года

 

Кол-во детей: 21 человек

Кол-во детей: 20 человек

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

чел.

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1

Физическое развитие

4

19%

9

43%

8

38%

10

50%

7

35%

3

15%

2

Любознательность и активность

12

57%

6

28%

2

15%

15

75%

3

17%

2

8%

3

Эмоциональность и отзывчивость

10

49%

6

28%

5

23%

15

75%

3

15%

2

10%

4

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

8

38%

11

52%

2

10%

13

65%

6

30%

2

10%

5

Способность управлять своим поведением и планировать действия

8

38%

6

28%

7

34%

12

60%

6

30%

2

10%

6

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

5

24%

10

49%

6

27%

10

50%

6

30%

4

20%

7

Сформированность представлений о себе и социальном окружении

5

24%

10

49%

6

27%

12

60%

6

30%

2

10%

8

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

7

34%

10

48%

4

18%

13

65%

5

25%

2

10%

9

Овладение необходимыми умениями и навыками

10

49%

6

28%

5

23%

15

75%

5

10%

5

10%

 

Итоговый результат

8

37%

8

39%

5

34%

12

 

60%

5

 

10%

3

15%

 

Вывод: сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития интегративных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Но имеется незначительное повышение в процентном соотношении таких интегративных качеств как: овладение необходимыми умениями и навыками (на 6%); овладение универсальными предпосылками учебной деятельности (на 5%).

Наличие низкого уровня на конец года обусловлено эмоционально-психологической незрелостью следующих детей: Реутова Александра (прослеживаются признаки ЗПР), Леонов Александр (гиперактивность), Ястребов Андрей (непосещение без уважительной причины).

Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.

Таким образом, образовательная деятельность во второй младшей группе «Матрешки» реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качественных показателей по реализации образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» и «Чтение художественной литературы».

В коррекционной работе нуждаются Реутова Александра и Леонов Александр. Ястребову Андрею необходимо наверстывать материал при регулярном посещении детского сада (ведется работа в этом направлении).

Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем и низком уровне незначительны, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить