Авторы: Бабушкина Н.И., Пономаренко Ю.Г., воспитатели первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» (г. Шебекино, Белгородская область)
Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2013 – 2014 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы. В течение года данный мониторинг был проведен дважды.
Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, май).
Лица, которые осуществляли мониторинг: педагоги, ведущие занятия с дошкольниками.
Характеристика группы: в группе 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Сроки проведения:
- с 7 октября по 11 октября 2013 года;
- с 21 апреля по 25 апреля 2014 года.
Воспитателями группы осуществлялся мониторинг в двух направлениях: развитие навыков и умений по образовательным областям и оценка развития интегративных качеств.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения;
- организация специальной игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.
В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий десять образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
С помощью мониторинга детского развития, включающего девять интегративных качеств, соответствующих ФГТ («Физическое развитие», «Любознательность и активность», «Эмоциональность и отзывчивость», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми», «Способность управлять своим поведением и планировать действия», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «Сформированность представлений о себе и социальном окружении», «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладение необходимыми умениями и навыками») удалось осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка.
Основанием для сбора информации служили:
- ежедневные беседы;
- систематические наблюдения;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности;
- организация специальной игровой деятельности.
Данные о результатах мониторинга заносились в таблицу развития ребенка.
Оценка навыков и умений по образовательным областям во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год.
№ |
Образовательные области |
Начало года |
Конец года |
||||||||||
|
Кол-во детей: 21 человек |
Кол-во детей: 20 человек |
|||||||||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||||||||
чел. |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
Чел |
% |
||
1 |
Здоровье |
4 |
19% |
9 |
43% |
8 |
38% |
3 |
14% |
13 |
67% |
4 |
19% |
2 |
Физическая культура |
4 |
19% |
8 |
43% |
9 |
38% |
3 |
14% |
14 |
68% |
3 |
18% |
3 |
Социализация |
3 |
14% |
12 |
64% |
6 |
28% |
6 |
28% |
12 |
62% |
2 |
10% |
4 |
Труд |
5 |
22% |
11 |
56% |
5 |
22% |
10 |
50% |
8 |
40% |
2 |
10% |
5 |
Безопасность |
3 |
14% |
8 |
38% |
10 |
48% |
10 |
50% |
8 |
40% |
2 |
10% |
6 |
Познание |
4 |
19% |
7 |
33% |
10 |
48% |
10 |
50% |
8 |
40% |
2 |
10% |
7 |
Коммуникация |
4 |
19% |
10 |
48% |
7 |
33% |
8 |
40% |
9 |
42% |
3 |
18% |
8 |
Чтение худ. лит-ры |
4 |
19% |
10 |
48% |
7 |
33% |
14 |
68% |
4 |
20% |
2 |
12% |
9 |
Худ. творчество |
6 |
28% |
5 |
24% |
10 |
48% |
10 |
50% |
6 |
30% |
4 |
20% |
10 |
Музыка |
5 |
22% |
11 |
56% |
5 |
22% |
11 |
55% |
6 |
30% |
3 |
15% |
|
Итоговый результат |
2 |
19,5% |
10 |
45% |
9
|
35,5% |
8
|
46% |
8 |
46% |
4 |
8% |
Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми второй младшей группы «Матрешки» образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года.
Существует проблема в освоении программы по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура», так как динамика усвоения незначительна.
Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Здоровье: высокий уровень – 25% детей; средний уровень – 70%; низкий – 5%.
Физическая культура: высокий уровень – 19% детей; средний уровень – 71%; низкий – 10%.
Социализация: высокий уровень: 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Труд: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Безопасность: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Познание: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Коммуникация: высокий уровень – 40% детей; средний уровень – 42%; низкий – 18%.
Чтение художественной литературы: высокий уровень – 68% детей; средний уровень – 20%; низкий – 12%.
Художественное творчество: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 30%; низкий – 20%.
Музыка: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 30%; низкий – 15%.
Наличие низкого уровня обусловлено психо-физическими особенностями следующих детей: Реутова Александра, Леонов Александр (требуют коррекционной работы и вмешательства узких специалистов), Ястребов Андрей (непосещение без уважительных причин).
Оценка интегративных качеств во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год
№ |
Интегративные качества |
Начало года |
Конец года |
||||||||||
|
Кол-во детей: 21 человек |
Кол-во детей: 20 человек |
|||||||||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||||||||
чел. |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||
1 |
Физическое развитие |
4 |
19% |
9 |
43% |
8 |
38% |
10 |
50% |
7 |
35% |
3 |
15% |
2 |
Любознательность и активность |
12 |
57% |
6 |
28% |
2 |
15% |
15 |
75% |
3 |
17% |
2 |
8% |
3 |
Эмоциональность и отзывчивость |
10 |
49% |
6 |
28% |
5 |
23% |
15 |
75% |
3 |
15% |
2 |
10% |
4 |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми |
8 |
38% |
11 |
52% |
2 |
10% |
13 |
65% |
6 |
30% |
2 |
10% |
5 |
Способность управлять своим поведением и планировать действия |
8 |
38% |
6 |
28% |
7 |
34% |
12 |
60% |
6 |
30% |
2 |
10% |
6 |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
5 |
24% |
10 |
49% |
6 |
27% |
10 |
50% |
6 |
30% |
4 |
20% |
7 |
Сформированность представлений о себе и социальном окружении |
5 |
24% |
10 |
49% |
6 |
27% |
12 |
60% |
6 |
30% |
2 |
10% |
8 |
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности |
7 |
34% |
10 |
48% |
4 |
18% |
13 |
65% |
5 |
25% |
2 |
10% |
9 |
Овладение необходимыми умениями и навыками |
10 |
49% |
6 |
28% |
5 |
23% |
15 |
75% |
5 |
10% |
5 |
10% |
|
Итоговый результат |
8 |
37% |
8 |
39% |
5 |
34% |
12
|
60% |
5
|
10% |
3 |
15% |
Вывод: сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития интегративных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Но имеется незначительное повышение в процентном соотношении таких интегративных качеств как: овладение необходимыми умениями и навыками (на 6%); овладение универсальными предпосылками учебной деятельности (на 5%).
Наличие низкого уровня на конец года обусловлено эмоционально-психологической незрелостью следующих детей: Реутова Александра (прослеживаются признаки ЗПР), Леонов Александр (гиперактивность), Ястребов Андрей (непосещение без уважительной причины).
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Таким образом, образовательная деятельность во второй младшей группе «Матрешки» реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качественных показателей по реализации образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» и «Чтение художественной литературы».
В коррекционной работе нуждаются Реутова Александра и Леонов Александр. Ястребову Андрею необходимо наверстывать материал при регулярном посещении детского сада (ведется работа в этом направлении).
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем и низком уровне незначительны, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.