Поиск по сайту

Авторы: Саликова М.Т., Митина С.В., воспитатели МБУ Детский сад комбинированного вида №93 «Мишутка» (г. Тольятти)

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

- формирование положительного отношения к окружающему миру;

- формирование положительных эмоций;

- развитие речи, внимания и мышления;

- обогащение словаря;

- формирование эстетических представлений;

- развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что – плохо.

Актуальность исследования

Познание человеком достижений народной культуры, как отмечали К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.

Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных  народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.

3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре – организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.). Дети с удовольствием рассматривают вещи и играют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, качают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.

В группе есть разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные, Бибабо и др.), художественные книги (сказки, песенки, потешки), с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение их содержания и формирование эмоциональной отзывчивости у детей.

Второе условие – организация образовательного процесса:

- совместная образовательная деятельность и режимные моменты;

- организация самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с родителями.

Третье условие – выбор содержания:

- малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки);

- народные промыслы (матрёшки, богородские игрушки);

- народные игры (подвижные, хороводные, пальчиковые, игры-упражнения);

- развлечения, праздники;

- общение с природой (наблюдения, прогулки).

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность. Занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

1. Использование фольклора в организованной образовательной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству (выполняем упражнения под потешки), также при умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных действий. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность и музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

2. Рассматривание народных игрушек.

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини-занятия, предметно-манипулятивные игры, используются игрушки и в организованной деятельности.

3. Театрализованная деятельность.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

4. Игра.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

5. Развлечения, праздники.

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театрализованные представления стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащают художественное и эстетическое восприятие.

Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ театрализовнных представлений сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно-речевых занятиях используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождеству, Новому году, Масленице. Папы и мамы, дедушки и бабушки наших воспитанников участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.

Добавить комментарий