Поиск по сайту

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

Качество образования зависит не в последнюю очередь от одного из субъектов процесса — ребёнка. Одно из главных условий его успешного обучения — владение правильной родной речью. Отзеркаленный принцип «Кто ясно мыслит — ясно излагает» помогает человеку в любой из областей жизни.

Речевое развитие ребёнка — наверное, один из самых не быстрых процессов.

Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение — развиваются через речь (Л. С. Выготский). Конечно, развитие речи ребенка, в первую очередь, связано с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, определяется тем, какие взрослые его окружают, насколько не безразлично им, каким будет их ребёнок, когда вырастет. Именно в студиях и школах раннего развития ребёнка созданы наиболее подходящие условия для использования разнообразных методик развития речи детей, что, несомненно, может привести к хорошему результату.

К шести с половиной годам, к моменту поступления ребенка в школу, система родного языка должна быть им в достаточной мере усвоена и, как правило, он уже может хорошо владеть устной, разговорной речью. Важность этого для будущего ученика трудно переоценить: сейчас речь для него будет являться и средством усвоения системы знаний. Большое значение в речевом развитии при подготовке к школе начинает иметь письменная речь. Развитие письменной речи начинается с овладения чтением. Здесь будущего школьника могут подстерегать проблема: синтезирование слогов в слова иногда протекает медленно и с затруднениями. Это происходит, если ребёнок ещё не научился точно различать графическое начертание букв, поэтому узнавание их происходит с ошибками. Иногда школьники первых классов из-за этого испытывают затруднения в соотнесении букв с соответствующими им звуками. В результате этого получается отставание синтеза элементов слова и неправильное его опознавание. Иногда слово прочитывается «по догадке». Наиболее часто такие ошибки встречаются тогда, когда читаемое слово по внешней форме напоминает похожее известное слово.

При освоении следующего этапа — развитии скорости чтения и понимания текстов будущих учеников также могут поджидать сложности. Осмысленное чтение даётся не сразу, это умение развивается постепенно, в процессе обучения. Как правило, непонимание текстов зависит от бедности детского словаря, неумения связывать отдельные части произведения в общий контекст. Преодоление этих недостатков в развитии чтения требует специальной работы.

Одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Формирование навыков письма идёт от звуков к буквам. Грамотному письму могут помешать, в том числе и недостатки в развитии звукобуквенного восприятия (низкое развитие фонематического слуха), а также недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями. Помешать правильному развитию речи в этот период может: неумение вычленить звуки, различить их по твёрдости, мягкости, звонкости, глухости; неумение грамотно составлять грамматические конструкции; недостаточное развитие смысловой догадки, когда ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Уровень развития речи в целом определяют качество и количество словарного запаса. Необходимо, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, и умел употреблять их в речи.

Неравнодушные взрослые не пускают дело на самотёк, они знают: те, кто говорят: «Мол, чего его учить говорить правильно, сам научится!», не могут быть правы. Этому есть подтверждение, доказанное многочисленными исследованиями и выраженное научными словами. Функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Заинтересованные в развитии ребёнка взрослые используют эффективные и интересные, в первую очередь для самого ребёнка, методики. А что всего интереснее? Правильно, игра! Тем более, в младшем школьном возрасте, когда, как нам известно, игра является ведущим видом деятельности. В процессе игры ребёнок становится активно действующим лицом.

Игр таких великое множество. Например, «Расшифруй слова». Представляем, что мы — юные разведчики-скауты, и нам нужно, глядя на картинку какой-либо местности, понять, что за слово зашифровано в подписи с пропущенными буквами. Или «Короткие истории»: берём много-много (чем старше ребёнок, тем больше, до 30 штук) картинок, на которых что-то происходит. И сочиняем по ним рассказ, логически связывая воедино сюжетную нить. Увлечётся не только ребёнок, но взрослый, который с ним играет! Такие игры  обогащают и активизируют словарный запас, развивают связную речь и логику.

Чтобы было интересней, можно построить пирамиды. Из словарных слов, например. Вырезаем из плотного картона карточки в виде равносторонних треугольников количеством 36 штук и на их сторонах пишем слова с пропущенными буквами и эти самые буквы. Задача — сложить треугольники правильными сторонами, чтобы слово совпало с пропущенной в нём буквой.

Для расширения словарного запаса можно выстраивать пирамиду противоположностей — на разных гранях подобных треугольников пишем слова-антонимы и прикладываем друг к другу соответствующие слова.

А ребусы? Это великолепное изобретение человечества! Ребусы учат правильно чувствовать слово, позволяют вспомнить его написание, включают воображение и логическое мышление. Поистине непревзойдённая вещь эти ребусы! Кстати, если у вас не хватает времени на создание базы для подобных игр, можно купить их уже в готовом виде, они существуют в полиграфическом исполнении.

А ещё можно поиграть с ребёнком в … кубики! Но не простые, а практически волшебные. Кубики, которые сами объявляют на весь мир главную цель ребёнка «Я буду говорить!» (кстати, они именно так и называются). На их гранях нарисованы не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрашены в разные цвета. Кубики могут научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории.

Кубики действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека — вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Кстати, чем раньше начать развитие речи ребёнка, тем выше шанс, что к первому классу проблем у него практически не будет. На начальном этапе кубики — самый подходящий для развития речи материал. Самые маленькие могут строить из них башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч».

Когда будет накоплен минимальный активный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. Учим ребенка сравнивать цвета кубика и предметов, и находить одинаковые.

Следующий этап развития — игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч».

Для новой игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон, составляя словосочетания: один круг, семь стульев.

Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление — логическое и абстрактное. Например, если взять кубики с геометрическими фигурами и с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка), то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы.

Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники созданы для обозначения понятий: низкий — высокий, узкий — широкий, маленький — большой. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик — и сразу получаем высокий дом. Так развивается и абстрактное мышление.

С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус), ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?», — показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый».

Если ребёнок уже умеет читать, но имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять усложненные пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п.

Всего двенадцать небольших ламинированных кубиков в коробке из плотного картона, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Для того, чтобы мама, папа, воспитатель, учитель или специалист-логопед смогли методически правильно организовать игру (а ведь только в этом случае игра принесёт пользу), в коробку с кубиками вложены правила, где описано восемь (!) игр с этими воистину волшебными кубиками. А ведь вы можете придумать и свои варианты!

Удовольствие от игры — это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. Главный приз — воплощение в настоящем времени названия игры «Я буду говорить» — «Я говорю». «Мы говорим!», —  воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех.

Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики — повод для знакомства — она сидит и строит, а я как подойду, к-а-а-к всё разломаю! Вот и познакомились... Детские кубики — предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, они почти сразу перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так вообще разрушили навсегда.

Кубики — пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква. Они ещё деревянные были.

Кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника обычным детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России — в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие!

Надо только помнить несколько основных правил игровых занятий:

— Они должны быть интересными и приносить радость.

— Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.

— Занятия по развитию речи должны опираться на конкретные впечатления ребёнка.

— Занятия должны быть очень короткими. Лучше повторять их в разное время, чтобы они стали для ребёнка привычной и долгожданной приятной деятельностью.

Уважаемые педагоги школ и студий раннего развития детей! Не жалейте усилий! Время, вложенное вами в подготовку занятий с использованием игровых методик, не пропадёт зря, потому что и эти силы, и это время — инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и, как знать, возможно, сделать его, наше общество, лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его мы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить