Автор: Алексеенко Н.Г., воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» (с. Усть-Курдюм, Саратовский район, Саратовская область).
Календарно-тематический план работы кружка «Знайка»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Активизация словаря |
1 |
«Какая бывает вода?» |
1 |
Сентябрь 2 неделя |
Воронка, пипетка, песочные часы |
2 |
«Вода-растворитель. Очищение воды». |
1 |
Сентябрь 4 неделя |
Растворитель, фильтрование |
3 |
«Сила тяготения» |
1 |
Октябрь 2 неделя |
Тяготение, глобус |
4 |
«Упрямые предметы» |
1 |
Октябрь 4 неделя |
Инерция |
5 |
«Волшебные стеклышки» |
1 |
Ноябрь 2 неделя |
Микроскоп, лупа, бинокль, телескоп |
6 |
«Что такое масса» |
1 |
Ноябрь 4 неделя |
Масса, весы, взвешивание |
7 |
«Как увидеть воздух?» |
1 |
Декабрь 2 неделя |
Воздушный шар, веер, насос |
8 |
«Солнце дарит нам тепло и свет» |
1 |
Декабрь 4 неделя |
Световая энергия, поглощение, отражение света |
9 |
«Почему дует ветер?» |
1 |
Январь 2 неделя |
Вертушка, ветрометр |
10 |
«Почему не тонут корабли?» |
1 |
Январь 4 неделя |
Плавучесть |
11 |
«Путешествие капельки» |
1 |
Февраль 2 неделя |
Круговорот воды в природе, осадки |
12 |
«Чем можно измерить длину» |
1 |
Февраль 4 неделя |
Условная мерка, линейка, сантиметр |
13 |
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» |
1 |
Март 2 неделя |
Лед, ледник, айсберг |
14 |
«Как происходит извержение вулкана?» |
1 |
Март 4 неделя |
Вулкан, кратер, лава |
15 |
«Испытание магнита» |
1 |
Апрель 2 неделя |
Магнит, магнетизм, компас |
16 |
«Радуга в небе» |
1 |
Апрель 4 неделя |
Радужный спектр |
17 |
«Забавные фокусы» |
1 |
Май 2 неделя |
Отражение, нагревание |
18 |
«Счастливый случай» |
1 |
Май 4 неделя |
|
Учебно-тематический план работы кружка естественно-научной направленности «Знайка»
№ |
Тема |
Количество занятий |
Часы теория практика |
|
1 |
«Какая бывает вода?» |
1 |
20 мин. |
10 мин |
2 |
«Вода-растворитель. Очищение воды» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
3 |
«Сила тяготения» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
4 |
«Упрямые предметы» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
5 |
«Волшебные стеклышки» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
6 |
«Что такое масса?» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
7 |
«Как увидеть воздух?» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
8 |
«Солнце дарит нам тепло и свет» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
9 |
«Почему дует ветер» |
1 |
20 мин |
10 мин. |
10 |
«Почему не тонут корабли?» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
11 |
«Путешествие капельки» |
1 |
20 мин |
10 мин. |
12 |
«Чем можно измерить длину» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
13 |
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
14 |
«Как происходит извержение вулкана» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
15 |
«Испытание магнита» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
16 |
«Радуга в небе» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
17 |
«Забавные фокусы» |
1 |
20 мин. |
10 мин. |
18 |
Игра-соревнование «Счастливый случай» |
1 |
30 мин |
Перспективный план работы кружка «Знайка» на 2013-2014 учебный год
Темы занятий-экспериментов |
Цели |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Методическое обеспечение |
|
Пр.ч. |
Т.ч. |
||||
№ 1 «Какая бывает вода?» |
Уточнить представления детей о свойствах воды; прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать, но алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. |
10 мин |
15 мин |
Разгадывание кроссворда; Опыт; Фиксирование результатов; Подведение итогов |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.43-45 |
№ 2 «Вода растворитель. Очищение воды» |
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очищения воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. |
10 мин |
15 мин |
Повторение правил работы с незнакомыми веществами; Опыт; Фиксирование итог |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.46-47
|
№ 3 «Сила тяготения» |
Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. |
10 мин |
15 мин |
Знакомство с глобусом; Опыт; Рисование; Итог |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр 47-48
|
№ 4 «Упрямые предметы» |
Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. |
10 мин |
15 мин |
Знакомство с инерцией; Эксперимент; Зарисовывание результата |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.48-51 55-56
|
№ 5 «Волшебные стеклышки» |
Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. |
10 мин |
15 мин |
Знакомство с приборами; Зарисовывание увиденного |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.51-53
|
№ 6 «Что такое масса?» |
Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способам их использования. |
10 мин |
15 мин |
Знакомство с весами; Эксперимент; Итог: заполнение рабочего листа |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр 56-59
|
№ 7 «Как увидеть воздух?» |
Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. |
10 мин |
15 мин |
Опытно-экспериментальная деятельность; Игра «Раздувайся, пузырь!» |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр. 59-61 «Воздух-невидимка» Стр. 8-17
|
№ 8 «Солнце дарит нам тепло и свет» |
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. |
10 мин |
15 мин |
Опытно-экспериментальная деятельность; Итог. |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр. 61-64
|
№ 9 «Почему дует ветер?» |
Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый. |
10 мин |
15 мин |
Наблюдение в комнате; Опыт; Изготовление вертушки; Вывод. |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр. 64-67 «Воздух-невидимка» Стр. 24-30
|
№ 10 «Почему не тонут корабли» |
Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. |
10 мин |
15 мин |
Предположение; Проверка опытным путем; Занесение результата в таблицу. |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.68-70
|
№ 11 «Путешествие капельки» |
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. |
10 мин |
15 мин |
Опытно-экспериментальная деятельность; Составление мнемотаблицы |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.70-73
|
№ 12 «Чем можно измерить длину?» |
Расширить представления детей о мерах длины; уловная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лептой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины. |
10 мин |
15 мин |
Знакомство с мерами длины; Измерение; Занесение результатов в таблицу. |
«Экспериментальная деятельность» Тугушева Стр.74-77
|
№ 13 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» |
Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. |
10 мин |
15 мин |
Разгадывание загадок; Опыт; Игра в кораблики. |
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева Стр. 78-85
|
№ 14 «Как происходит извержение вулкана?» |
Познакомить детей с природным явлением вулканом, причиной его извержения. |
10 мин |
15 мин |
Рассматривание иллюстраций; Опыт; Зарисовывание вулкана. |
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева стр.87-89
|
№ 15 «Испытание магнита» |
Познакомить детей с физическим: явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. |
10 мин |
15 мин |
Опытно-экспериментальная деятельность; Изготовление компаса. |
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева стр.106-109
|
№ 16 «Радуга в небе» |
Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльных пузырей, развить внимание. |
10 мин |
15 мин |
Опытно – экспериментальная деятельность; |
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева стр.115-116
|
№ 17 «Забавные фокусы» |
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речь в процессе демонстрации фокусов. |
10 мин |
15 мин |
Опытно – экспериментальная деятельность |
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева Стр. 116-118
|
№ 18 Игра – соревнование «Счастливый случай» |
Вызвать у детей положительные эмоции в процессе игры. |
25 мин |
|
«Экспериментальная деятельность детей» Тугушева Стр. 119-124 |