Поиск по сайту

Автор: Рединова М.С., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок» (г. Тулуна) 

Даже самая маленькая, но собственная находка на пути познания дороже томов чужой мудрости (Л.С. Выготский).

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, направленные на формирование умения думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Наиболее результативно эти умения развиваются в совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и педагогов. При этом под детской исследовательской деятельностью по освоению окружающего мира подразумевается вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве этого мира путем личного практического экспериментирования с объектами исследования.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное», экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

В годы жизни от рождения до школы принято различать несколько периодов развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности. До трех лет познание окружающего мира ребенком идет через манипулирование предметами (период любопытства). После трех лет оно дополняется игрой и экспериментами (период любознательности). После пяти лет ребенок может экспериментировать самостоятельно. Чем лучше взрослые на каждом возрастном этапе подготовят ребенка к экспериментальной деятельности, тем активнее пойдет его умственное развитие.

Для развития у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности используются разные формы и методы. Одним из самых распространенных является метод проектов, который подразумевает разнообразные формы исследовательской работы, легко вписывающиеся в совместную деятельность воспитателя с детьми.

В последние годы метод проектов очень прочно вошел в практику работы дошкольной педагогики. Он позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых. В ходе реализации проектов дети оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями и преодолевают их интуитивно, с помощью сложившихся привычек и умений, посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Так Е.С. Евдокимова выделяет следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 3,5 до 5 лет – подражательно-исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий.

Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Нами была предпринята попытка реализовать подражательно-исполнительский уровень проектной деятельности с детьми раннего возраста. Наиболее доступной, понятной областью исследований для детей 3 лет являются предметы живой и неживой природы, поэтому исследовательскую деятельность было решено связать с проблемами экологического образования.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно в рамках экологической недели, посвящённой Всемирному Дню Земли, проводятся конкурсы экологических проектов. Второй год в этих конкурсах принимают участие и группы раннего возраста. Старшие дошкольники представляют свои познавательно-исследовательские проекты самостоятельно или с помощью родителей. Проекты, реализованные на группах раннего возраста, презентуют педагоги. Лучшие работы размещаются на сайте детского сада.

Опыт реализации экологического проекта «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки»

Психологи и педагоги отмечают, что общение с домашними животными оказывает положительный эффект на развитие ребенка. Дети, ухаживающие за кошкой, более спокойны, игры с кошкой помогают развить кругозор и на практике познать некоторые законы природы. Однако отношение ребенка к животному, его взаимодействие с ним может оказаться неправильным в силу ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя; что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Гуляя на прогулке с детьми, мы встретили бездомного котенка. Эта встреча и послужила стимулом к реализации проекта, которому было дано название «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки».

Цель проекта: развитие экологического сознания дошкольников и формирование гуманного, бережного отношения к домашним животным, умений безопасного взаимодействия с ними.

Работа по реализации данного проекта предполагала решение следующих задач:

- формировать у детей представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках, особенностях ухода за ними;

- обогатить словарный запас;

- активизировать позицию родителей как активных участников образовательного процесса детского сада;

- вызвать у родителей желание завести домашнее животное.

Участниками проекта стали дети первой младшей группы «Колокольчик», воспитатели и семья Насти К. В ходе реализации первого подготовительного этапа была проведена беседа с родителями о различных видах проектов. В ходе обсуждения выбрана тема и направление совместной деятельности. Собственно исследовательский этап включал следующие формы работы: составление родителями альбома для рассматривания «Мой домашний любимец» с фотографиями домашних животных, демонстрирующими их разнообразные повадки и любимые занятия. Семья Насти К., заинтересованная данной работой, осуществляла видеосъемку ситуаций общения дочери с кошкой Фросей, чтения ребенком потешек о животном. Педагогами были оформлены стендовые рекомендации для родителей об уходе за животными в домашних условиях. Дети группы также приняли участие в реализации проекта. В совместной образовательной деятельности с ними проводились беседы, наблюдения, игровые занятия, рассматривание картины «Кошка и котенок», заучивание потешки «Как у нашего кота», пальчиковая игра «Кошка». Больше всего детям понравилось играть в подвижную игру «Скворушки и кошка». Также осуществлялись дидактические и словесные игры: «Кто как говорит?», «Любимые детки», «Кто чем питается?». Совместно с детьми проведена инсценировка потешки «Кисонька-мурысонька». Кропотливой, но очень интересной для детей работой стало изготовление из бросового материала друзей для кошки Фроси.

В результате сотрудничества детей, родителей и педагогов были получены следующие результаты: создан альбом для рассматривания «Мой домашний любимец», организована выставка творческих работ детей группы «Друзья для кошки Фроси», семейный проект «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» был представлен на конкурсе экологических проектов в детском саду.

Опыт реализации экологического проекта «Наш огород»

Работая с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой поверхностных представлений малышей о растительных культурах, условиях и особенностях их роста. Эта проблема определила тематику и содержание проекта.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей раннего возраста.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

- формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка раннего возраста и начальные предпосылки поисковой деятельности (проведение практических опытов и экспериментов);

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать простые выводы;

- расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;

- обогащать и систематизировать знания об овощах и способах их выращивания (томат, перец, лук, горох, огурец);

- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям.

В ходе собственно исследовательского этапа проекта изучались особенности выращивания овощных растений: рассматривались луковицы, семена овощей; велись наблюдения за первыми всходами и ростом растений с последующим фиксированием результатов в рисунках. Проводились дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и другие. Разучивались с детьми стихи, загадки о растениях. Рассматривались иллюстрации, картины с изображением овощей (дети сравнивали овощи по цвету, форме, размеру, вкусу). Проводились беседы о том, как выращивают овощи на огороде «Мы садили огород… (лук, горох)», «Посадка лука» и другие. Родителям были даны рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях, составлению иллюстративного альбома «Вот какой огород!». В группе совместно с родителями и детьми был создан и оформлен «Огород на окне», изготовлен персонаж «Огородное пугало». Продуктом проектной деятельности стало обогащение эколого-развивающей среды группы: созданы серия книжек–самоделок «Ребятки с грядки», вязаные муляжи овощей; проведено развлечение «Овощи и фрукты с нашей грядки». Проект «Наш огород» был представлен на конкурс экологических проектов детского сада.

Полученный опыт показал, что подражательно-исполнительские проекты с детьми раннего возраста можно успешно реализовывать.

Добавить комментарий