Автор: Сюваткина А.С., воспитатель МБДОУ «Детский сад №42» (г. Тимашевск, Краснодарский край)
Обосновывая необходимость здорового образа жизни, немецкий учёный М. Петенкофер писал: «Не зная настоящей цены здоровья, полученного по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда появляется у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых людей превращаемся в больных».
Работая в этой отрасли не первый год, сделала вывод, что начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не только у детей, но и у родителей.
Детский сад входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни, здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому приоритетным направлением деятельности детского сада является внедрение инновационных технологий, которые подготавливают ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. У детей, посещающих детский сад, происходит формирование здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии и формирование здорового образа жизни заняли одно из важных мест в образовательном процессе нашего детского сада.
Основные формы работы: медико-профилактическая, физкультурно-оздоровительная, коррекционная, спортивно-досуговая, образовательная, информационно-просветительная.
В ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами, которой являются:
1. Сохранение и укрепления здоровья.
2. Формирование у ребёнка знания, умения и навыков здорового образа жизни.
3. Использование ребенком полученных знаний.
Основные виды здоровьесберегающих технологий, которые наиболее эффективно раскрывают инновационные формы работы в ДОУ:
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:
ритмопластика;
динамические паузы;
подвижные и спортивные игры;
релаксация;
пальчиковая гимнастика;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
закаливание;
ортопедическая гимнастика.
2. Технология обучения здоровому образу жизни:
физкультурные занятия;
проблемно-игровые занятия (игротерапия);
коммуникативные игры;
занятия по серии «Здоровье»;
самомассаж;
точечный массаж;
комплекс упражнений на развитие мелкой моторики рук.
3. Коррекционная технология:
сказкотерапия;
технология музыкального воздействия;
психогимнастика;
арттерапия;
технология воздействием цветом.
Расширение физических задач стало возможно благодаря созданию соответствующих условий в группе и ДОУ, которое обеспечивает подбор физкультурного оборудования и спортивного инвентаря. Новое и нетрадиционное оборудование, созданное руками воспитателя и родителей, интересно детям. Они с удовольствием принимают участие в физкультурно-оздоровительных занятиях.
Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений и позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки. Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации к такому образу жизни. Важным направлением является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего двигательная предметно-развивающая среда. В каждой группе существуют спортивные уголки, которые оснащены не только традиционным, но и инновационным спортивным инвентарем, привлекающим глаз ребёнка. У детей появился интерес к физической активности и спортивный азарт. Интерес вызван нетрадиционной формой проведения занятий, досуга, развлечений.
Важна также информационно-просветительная работа с родителями, которая нацеливает родительское внимание на основные аспекты в использовании нетрадиционных методов оздоровительной работы в семье и ДОУ.
Внедрение нетрадиционного оборудования и проведение занятий и развлечений позволило улучшить результаты в оздоровительной работе ДОУ. Это доказывает диаграмма, составленная за три года. Наглядно видно, что новизна оборудования стимулирует детей на новые достижения в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Практическое использование инновационных технологий с детьми дошкольного возраста помогло сделать вывод: такие технологии – эффективное средство приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровье – всему голова!
Приложение. Нетрадиционное пособие в оздоровительной работе.