Поиск по сайту

Автор: Старикова Эльмира Фанисовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №35 «Соловушка» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан).

Словесные дидактические игры в системе воспитания детей раннего возраста

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.

В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.

Настольно – печатные игры в системе воспитания детей раннего возраста

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают звания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначений, классификаций. Обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном  дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.

При обучении раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Таня хочет спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложечку».

Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет её, мама катает в коляске дочку, кормит её. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты. Хороши на начальных этапах стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.

Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия («кукла и зайка тоже хотят спать»).

Полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, педагог предлагает: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам! Где у нас утюг».

Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью игрой. Когда малыши научатся выполнять несколько связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой, смазывает её руку лекарством, ставить градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу».

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно - ролевыми. Так как, с одной стороны, отражают уровень о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

В современной науке роль режиссерской игры в жизни дошкольников разрабатывается психологами Кравцовыми. Они определяют режиссерскую игру как индивидуально. Ребенок играет сам. Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все эти роли - и «доктора», и «пациента», к примеру, выполняет он один. Малыш еще и режиссер в этой игре.

Что же дает режиссерская игра в плане психологического развития? Активизирует воображение. Учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игру – восхищающийся зритель, который может задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться.

К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов. Животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой… в помещении группы - «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.

Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед ним проводить с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться». Следует задействовать уголки ряженья. Процессу перевоплощения ощутимо помогают юбки, платки, сарафаны, сказочные наряды. Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки, фантазии, показывает инсценировки песенок, потешек. К концу года можно привлечь к этой увлекательной деятельности детей.

К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры-основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают, для игры предлагаем взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью), то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра-залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнить. Использование дидактической игры как метода обучения повышает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том. Где середина пути развития человека от момента рождения до хрелого возраста, относятся ее к трем годам.

Действительно, трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походки, развитие предметной деятельности и овладение речью.

В раннем возрасте основной становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебу, работе, как сложатся его отношения с другими людьми: в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальных сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным – жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам) меняет свое содержание: обследование направлено теперь на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становятся сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М., 1995.

2. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.

3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000. 

Добавить комментарий