Автор: Гурьянова Ольга Петровна, воспитатель МБУ детский сад №33 «Мечта» (г. Тольятти).

Дети дошкольного возраста, страдающие косоглазием и амблиопией, испытывают большие трудности в овладении движениями и в ориентации в пространстве, особенно в период окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается ведущий глаз.

Ребенок, по существу становится слабовидящим или слепым. У детей усугубляются нарушения в координации, равновесии при выполнении ими основных видов движений. В ходьбе наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движение ног и рук не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп ходьбы неравномерный, а из-за нарушения равновесия дети часто останавливаются во время движения и теряют устойчивость. Особенно затруднительно для них сохранение прямолинейного движения.

Окклюзия создает новые трудные условия зрительного восприятия окружающего, резко снижая контроль за движениями со стороны зрения, так как нарушается стереоскопия глубинного зрения, сужается поле зрения, снижается его острота, что ведет к нечеткости зрительных образов движения, а кинестезический контроль в этом возрасте еще не сформирован.

Нарушение ходьбы вызваны снижением остроты зрения амблиопичного глаза: ребенок не может проследить за собственными движениями, согласовать движения рук и ног. Часто рука со стороны выключенного (амблиопичного глаза) окклюзией глаза прижата к туловищу.

Специфика ходьбы обусловлена неправильной постановкой стоп (у 20% детей наблюдается параллельная постановка стоп, 40 % ставят ноги носками внутрь; у нормальновидящих - лишь 15% негативных случаев). Длина шагов у детей с нарушением зрения при ходьбе короче на 4-5 см.

Недостаточность зрительного контроля и анализа за движениями приводит к формированию специфических особенностей ходьбы. Такие нарушения характерны и для других видов движений. В беге проявляются излишние напряжения рук и ног, широкая постановка стоп, низкий наклон головы, неравномерность темпа, волнообразность движений, боязнь отрыва ног от опоры.

Несформированность бега зарегистрирована у 63,5% детей с нарушением зрения.

Среди нормальновидящих эти нарушения составляют 21,6%.

Скорость бега ниже нормы на 13-21%. Выполнение прыжков в окклюзионный период затруднено. Дети допускают ошибки во всех видах выполнения прыжков. Очень заметно нарушение координационных отношений правой и левой ног, что ведет к потере равновесия тела после прыжков. Это своеобразие прыжков объясняется монокулярным характером зрения, затрудняющим определение длины прыжков; управления собственным телом.

У детей страдает оценка расстояния, затрачивают много времени на ориентировку. Динамическое равновесие характеризуется нарушениям равномерности движения, темпа и самостоятельности передвижения. При ходьбе оступаются; свыше 60% детей при ходьбе по скамейке пользуются страховкой, опорой.

Педагогические наблюдения показывают, что окклюзионный период лечения и восстановления зрения ставит ребенка в сложные условия, когда он опирается не на полноценное зрение, а на процесс развития движений связан с еще непрочными двигательными навыками.

Ребенок делает много лишних движений. Зрительный контроль требует значительных затрат энергии и сил, что приводит к быстрому зрительному и физическому утомлению. В процессе движений ребенок с нарушением зрения не может решить основной двигательной задачи – сохранения равновесия тела при ходьбе, т.к. период окклюзии основной двигательной задачей для него является освоение пространства. Поэтому процесс освоения движения по всем параметрам затягивается во времени и снижается качество его выполнения.

Влияние окклюзионного периода на развитие движения было нами изучено при обучении детей лазанью по гимнастической лестнице, где основными показателями являются координация и уровень зрительного контроля за движениями. Наблюдения и анализ показывают, что для лазанья детей в этот период характерны пропуск реек, беспорядочная постановка рук, большая напряженность ног, пальцы ног при этом сильно сгруппированы и сжаты.

Анализ особенностей указывает на необходимость применения специальных методов, включающих поэтапное обучение лазанью, а так же гимнастические лестницы с изменяющимся углом наклона, лестницы с опорой для страховки; способствующие коррекции и компенсации имеющихся отклонений в развитии движений, т.к. позволяют создать условия для перехода от зрительного к кинестезическому контролю за движением.

Состояние окклюзии усугубляет трудности координации движений руки и глаза и так достаточно разрозненых не только в основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.

Ошибки связаны с отсутствием или нечеткостью представления о пространстве, в котором они находятся. Нужно постоянное подкрепление своих действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они действуют. В этом состоит основная задача в работе с этой категорией детей.

Характер двигательных нарушений зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.

Изучение особенностей движения и пространственной ориентировки у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии указывает на необходимость создания коррекционно-педагогической среды, обеспечивающей достаточную упражняемость детей на основных видах движений на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную нагрузку на организм с целью автоматизации двигательных навыков и умений.

В коррекционно-педагогической работе с детьми в этот период надо уделить внимание формированию правильных зрительных представлений о движении, используя при этом игровые приемы, содержащие выполнение детьми действий в микроплоскости и перенос их в большое пространство: составление схематического рисунка, отображающего действия детей.

Успешность коррекции движений обеспечивается в результате применения специальных средств и методов направленных на преодоление двигательных нарушений, боязни движений, снятия мышечного и эмоционального напряжения

Список литературы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекциооная работа в детском саду. Под редакцией Плаксиной Л.И. М; Экзамен, 2003, 256с.

Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение.С-Петербург., Детство-Пресс, 2002, 128с.

Сековец Л.С. Коррекциооно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения., Н-Новгород. Изд. Николаев Ю.А., 168с.

Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников., М., Школьная Пресса.,2004, 64с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить