Поиск по сайту

Автор: Гататдинова Эльмира Наилевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №104 «Бэлэкэч» (г. Набережные Челны).

Цель: познакомить воспитателей с методикой проведения исследований, в дошкольных учреждениях разработанной А.И.Савенковым; выявить и обыграть основные этапы данной методики с участниками игры.

Задачи: познакомить воспитателей с исследовательской деятельностью дошкольников – как с одним из основных путей познания окружающей действительности.

Оборудование: карточки с темами для исследования, папки исследователей, «академические» головные уборы, листочки бумаги, карандаши.

В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у дошкольника стремления к исследованию, наблюдению. При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкрепленные конкретные яркими примерами. А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского пед. Университета, академик, предлагает педагогам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

Предлагаемая методика А.И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Путь развития исследовательских способностей дошкольника А.И. Савенков предлагает проводить поэтапно: сначала – тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования.

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вместе со мной обыграть тренировочный занятие по данной методике.

Подгруппа (15 детей) воспитателей располагается полукругом на стульях, на мольберте мы будем вывешивать карточки с темами и методами исследования.

Проведение тренировочного занятия.

- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

В начале игры необходимо выбрать двух энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью, которые будут вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа и в конце исследования расскажут все, что узнали в процессе исследовательской деятельности. Но мы будем делиться на подгруппы, поэтому докладчиков у нас будет больше.

Выбор темы. Определим одну общую тему нашего исследования по карточке с картинками. (Черепаха)

Составление плана исследования.

- Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о черепахе, и подготовить о ней сообщение - небольшой доклад (от группы выбираются один докладчик). Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Где, как вы узнаете то, что вам интересно?

В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования». Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от «детей». Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

- С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

- Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Сбор материала.

Прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем их схематично зарисовывать.

Для экономии времени воспитатели разбиваются на 5 подгрупп (расчет на 1,2,3), каждая подгруппа выбирает себе карточку с видом исследования. Группы занимают места за столами.

- Итак тема сегодняшнего нашего исследования «Черепаха». Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой. Напоминаю, что всю информацию нужно фиксировать на листочках.

1. «Подумать самостоятельно». Подгруппа, выбравшая этот метод, вспоминает все, что знает о черепахах (Где живут, какие они бывают (сухопутные и водоплавающие), тело покрыто панцирем, который защищает от хищников, как за ними нужно ухаживать)

2. «Спросить у другого человека». Подгруппа спрашивает у воспитателя, что же он знает об изучаемой теме. (Сколько лет черепахе можно узнать по количеству кругов на пластинах панциря. Черепахи живут в теплых странах и любят тепло, поэтому в домашних условиях их нужно держать в террариумах, домик из камней называется грот, в нем есть лампочка для обогрева. В холодное время года они впадают в спячку. Кормить ее надо в одно и то же время. Если черепаха отказывается от пищи, значит ей холодно, надо поместить ее в теплое место).

3. «Посмотреть в книге». Подгруппа ищет самую интересную полезную информацию в энциклопедии (Например: все черепахи - наземные или водные потомство выводят на суше. Они выкапывают в песке ямку, в эту ямку откладывают яйца и засыпают их песком. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки. Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде - там легче спрятаться от врагов. Наземные черепашки зарываются в песок и остаются там зимовать. Черепахи рекордсмены - могут жить более 100 лет.) (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с.94; Энциклопедия с.83, с. 63.)

4. «Наблюдение». Рассмотреть строение черепахи (Тело покрыто твердым панцирем, лапы толстые, короткие и широкие, покрыты плотной кожей, с короткими и тупыми когтями, передние лапы вывернуты, такие ноги не приспособлены к быстрой ходьбе или бегу, она медлительна и неповоротлива. Понаблюдать как ест черепаха. Сосчитать сколько лет нашей черепахе.)

5. «Провести опыт или эксперимент» Если до головы или до ног слегка дотронуться палочкой, можно увидеть – она прячет голову и ноги. Нравится ли ей звон колокольчика, и резкий грохот бубна. Любит ли она находиться в прохладной и теплой воде.

Сообщение.

В подгруппах выбираются докладчики (на головы надеваются головные уборы), которые от группы выступают с докладом. Участники задают им вопросы. Идёт обсуждение докладов.

Практически это выглядит так: выбранные в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи, пиктограммы, делают доклад. После выступления исследователей, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Количество коллективных занятий тренировочного плана обычно не превышало одного-двух. Как только дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике детей.

Методика проведения самостоятельных занятий.

Наши занятия продолжаются на более сложном уровне. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате. Это надо сразу учесть. Каждый ребенок получает специальную «папку исследователя».

Сбор материала.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия.

Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Доклады.

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. На данном занятии коллективно заслушиваются два-три детских доклада, часть детей можно прослушать индивидуально - пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас в данном случае важно, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности: дети учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, учатся видеть проблему, давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, рассуждать, проводить эксперименты, учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Литература

1. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с.94; Энциклопедия с.83, с. 63.

2. А.И.Савенковов Методика проведения исследований с дошкольниками.

Добавить комментарий