Поиск по сайту

Автор: Власова Любовь.

Процесс развития творческих способностей детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в влиятельных способах руководства этим процессом, в котором используются такие методы и приёмы, которые содействуют развитию творческих способностей детей с помощью развивающих игр, творческих упражнений и заданий. Эта статья может быть использована в обучающе-воспитательной работе.

К началу дошкольного возраста ребёнок уже обладает определённым жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперёд сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания?

Пытаясь ответить на этот вопрос, остановимся на некоторых принципиальных положениях, лежащих в основе предложенной системы игр.

Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения с партнёрами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участником игры (очерёдность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и так далее.)

Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но всё это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребёнку, в готовом виде (т.е. с определённым содержанием и правилами) активно принимается ребёнком и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить её, выполнение тех же игровых действий - самостоятельно, активное участие в той игре при повторном её проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребёнку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. (Богуславская З., Смирнова Е.,1991)

Психологический возраст ребёнка - понятие условное и определяется не только календарными сроками, но и уровнем психического развития. Главное здесь - последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов - от самых простых и доступных каждому ребёнку игр следует к более сложным. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на это основе вводить новые действия и новые задачи.

Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, и соответственно требуют разного подхода к проведению игр.

Дети первого вида очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включатся в неё. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.

Мир для детей - игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра - их мир. Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребёнка до трёх лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей. Другими словами, «точка равновесия между рождением и взрослостью приходиться на возраст три года».

Наблюдения показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, самостоятельно передвигаясь, познавали окружающий мир. Следовательно, первый этап в формировании способностей - активное физическое развитие ребёнка.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое, включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Главную роль в развитии чувства прекрасного играет избирательное отношение родителей к литературе, музыке, произведениям искусства. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции.

Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проводя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции». Нейроны, лишённые любого из этих факторов, но особенно стимулирующей «учебной среды», - не могут вырабатывать РНК - белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются. Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта с детьми. Он назвал это явление НУВЭРC - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребёнка. Методика Никитиных  как раз на это и направлена. Суть методики сводится к следующему:

1. Ребёнку не навязывают никакой определённой программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

2. Ребёнку не объясняется новая игра, он вовлекается в неё с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослых; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

4. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

5. Ребёнку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно.

6. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

7. Если ребёнок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствует развитию его творческих способностей.

Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность. Творческие способности лучше всего развиваются в игре. Готовые, купленные в магазине игрушки не позволяют дать детям необходимую интеллектуальную нагрузку. Значит, нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

В развивающих играх (и в этом их главная особенность) объединяют один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным условием творческой деятельности- делать всё самостоятельно. Эти игры развивают внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Следует играть с ребёнком в развивающие игры, что даёт возможность «чувствовать» ребёнка: т.е. понимать, когда нужно закончить игру. Рекомендуется также заинтересовать ребёнка игрой, пробудить в нём интерес к развивающим играм, можно начать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, а детям свойственно именно образное мышление.

Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех ребёнка лучше встречать с улыбкой, похвалой. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку, что он ещё не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать ещё лучше. Это возбуждает у ребёнка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности.

Развивающие игры предполагают конкретную оценку действий ребёнка.

Основное правило развивающих игр - взрослые не должны выполнять задания за ребёнка, не должны подсказывать ему. Хотя сначала, когда ребёнок только знакомится с играми, ему рекомендуется помогать репликами («Верно!», «Молодец!»), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребёнок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки он должен сам.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, они теряют свою привлекательность. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убрать на недоступное место, при этом ребёнок должен видеть игру. Когда ребёнок начнет играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения. Начинать игру следует с посильных для него задач или с более простых частей. Трудные задачи могут отпугнуть, поэтому  в первый раз игру надо закончить, не доходя до них, чтобы у ребёнка было желание вернуться к ней завтра.

Для любой игры необходима непринуждённая обстановка. Кроме того, продлить жизнь игре можно, усложняя задания.

Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать стимулом для развития творческих способностей ребёнка.

Добавить комментарий