Автор: Нежданова З.А, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30» (г. Сергиев Посад).
Воспитание - дело трудное,
и улучшение его условий –
одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного в этом мире …
Сократ (древнегреческий философ)
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная программа дошкольного учреждения, как должен быть организован образовательный процесс.
Чем обусловлено введение ФГТ?
- временные требования к дошкольному образованию устарели, не пересматривались более 10 лет;
- общемировой тенденцией к стандартизации образования, в т.ч. и российского.
- понимание важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития дошкольников;
- обеспечение каждому ребенку равного старта, который позволит успешно обучаться в школе;
Таким образом, ФГТ - это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне:
- подводит к единому стандарту дошкольное образование,
- определяет, какой должна быть программа ДОУ (к сведению: примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой должна пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ, что произойдет к 2013 году).
Возникает вопрос: Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время педагогам-дошкольникам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования постепенно меняют взгляд на дошкольное воспитание, подход, и саму систему работы педагогов.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как до настоящего времени на первом месте в д/с стояло четко регламентированное занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут:
игровая,
коммуникативная (общение),
двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная детская деятельность.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
В программе «От рождения до школы», в примерном режиме дня, произошли небольшие изменения, вместо раздела «занятия» включена «организованная образовательная деятельность». Что нужно учитывать при ее организации? ФГТ и СанПиН. В ФГ требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все, же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – лепить, третий – играть на барабане? Нет, конечно! Все равно обязательно должна быть система обучения. Понятие «занятие» в д/с должно, прежде всего, рассматриваться как занимательное дело.
При этом как уже говорилось ранее, при организации образовательной деятельности педагогам необходимо учитывать требования СанПиН. 22 декабря 2010 года вышли новые дополнения к основному документу, в котором отмечено:
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста, составляет:
для детей раннего возраста 1 младшая группа (1,5-3 лет) – 1,5 часа в неделю (10 занятий);
в младшей группе (дети 3-4 лет) – 2 часа 45 минут в неделю (10 занятий);
в средней группе (дети 4-5 лет) – 4 часа в неделю (10 занятий);
в старшей группе (дети 5-6 лет) – 6 часов 15 минут в неделю (13 занятий);
в подготовительной (6-7 лет) – 8 часов 30 минут в неделю (14 занятий).
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Структура основной программы состоит из 10 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям:
физическому,
социально-личностному,
познавательно-речевому
художественно-эстетическому.
Среди образовательных областей есть и традиционные для д/с, и новые, такие как: Образовательная область «Познание».
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. Область «Познание» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
развитие сенсорной культуры;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Новая образовательная область «Коммуникация». Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество:
большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству;
значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора;
высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком.
В результате всего этого страдает в первую очередь речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена на решение следующих задач:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Эта область тесно связано с предыдущей, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. У многих детей не возникает интереса к чтению. К сожалению, они не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
Все эти проблемы педагогам предстоит решать, реализуя на практике образовательную область «Чтение художественной литературы», которая направлена решение таких задач как:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования; «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» Т.С.Комарова;
- принцип необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Например, сегодня, уважаемые коллеги, вы увидели:
Увлекательную встречу со сказкой «Теремок» в 2 младшей группе: педагоги грамотно объединили такие образовательные области как «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В процессе организованной деятельности решались задачи: нравственного, эстетического воспитания, прививалась любовь к устному народному творчеству.
Интересная игровая организованная деятельность по социально-личностному развитию в другой младшей группе на тему «У Заюшки в гостях». В процессе этой деятельности воспитатели объединили такие области как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Во время занимательной игры воспитатель решала задачи по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формированию целостной картины мира, расширению кругозора и др.
В средней группе педагоги организовали с детьми познавательную «Зимнюю прогулку», объединив при этом такие области как «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Через несколько минут, в старшей группе вы увидите веселое зимнее спортивное развлечение, которое воспитатели будут проводить совместно с родителями. Мы считаем, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Безусловно, работая в новых условиях, возрастает роль взаимосвязи в работе воспитателя с узкими специалистами. В нашем д/с, например, инструктор по физической культуре активно участвует в проведении прогулок, организует подвижные игры, эстафеты, веселые спортивные праздники: «Зимние Забавы», «Масленица», «Спортивный праздник посвященный «Дню Защиты Детей», «Летняя спартакиада» и др. Музыкальный руководитель старается осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения различных видов деятельности по всем областям.
Всем педагогам, не только воспитателям, необходимо стремиться к изменению способа организации детских видов деятельности: не руководство (авторитарный стиль общения), а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
В связи с этим, нам всем необходимо продумать:
- способы организации детей при проведении образовательной деятельности (увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи и т.д.);
- обратить внимание на рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми);
- отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
Решение образовательных задач по новой программе предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Режим дня должен так же включать интересные моменты: минутки здоровья, творческие мастерские для развития детского творчества, чтение художественной литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого время во второй половине дня.
В заключение хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя работу по новой программе, у нас не возникнет больших трудностей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы представлена в программе (в конце каждой возрастной группы).
Мониторинг рекомендуется проводить 2 раза в год (начало и конец года).
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.
Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Анализ мониторинга позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе д/с.
Оценка уровня развития: 4 балльная система (представлена в конце программы).