Поиск по сайту

Автор: Нежданова З.А, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30» (г. Сергиев Посад).

Воспитание - дело трудное,

и улучшение его условий –

одна из священных обязанностей каждого человека,

ибо нет ничего более важного в этом мире …

Сократ (древнегреческий философ)

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная программа дошкольного учреждения, как должен быть организован образовательный процесс.

Чем обусловлено введение ФГТ?

- временные требования к дошкольному образованию устарели, не пересматривались более 10 лет;

- общемировой тенденцией к стандартизации образования, в т.ч. и российского.

- понимание важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития дошкольников;

- обеспечение каждому ребенку равного старта, который позволит успешно обучаться в школе;

Таким образом, ФГТ - это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне:

- подводит к единому стандарту дошкольное образование,

- определяет, какой должна быть программа ДОУ (к сведению: примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой должна пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ, что произойдет к 2013 году).

Возникает вопрос: Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?

Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время педагогам-дошкольникам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования постепенно меняют взгляд на дошкольное воспитание, подход, и саму систему работы педагогов.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как до настоящего времени на первом месте в д/с стояло четко регламентированное занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут:

игровая,

коммуникативная (общение),

двигательная,

познавательно-исследовательская,

продуктивная детская деятельность.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

В программе «От рождения до школы», в примерном режиме дня, произошли небольшие изменения, вместо раздела «занятия» включена «организованная образовательная деятельность». Что нужно учитывать при ее организации? ФГТ и СанПиН. В ФГ требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все, же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – лепить, третий – играть на барабане? Нет, конечно! Все равно обязательно должна быть система обучения. Понятие «занятие» в д/с должно, прежде всего, рассматриваться как занимательное дело.

При этом как уже говорилось ранее, при организации образовательной деятельности педагогам необходимо учитывать требования СанПиН. 22 декабря 2010 года вышли новые дополнения к основному документу, в котором отмечено:

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста, составляет:

для детей раннего возраста 1 младшая группа (1,5-3 лет) – 1,5 часа в неделю (10 занятий);

в младшей группе (дети 3-4 лет) – 2 часа 45 минут в неделю (10 занятий);

в средней группе (дети 4-5 лет) – 4 часа в неделю (10 занятий);

в старшей группе (дети 5-6 лет) – 6 часов 15 минут в неделю (13 занятий);

в подготовительной (6-7 лет) – 8 часов 30 минут в неделю (14 занятий).

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Структура основной программы состоит из 10 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям:

физическому,

социально-личностному,

познавательно-речевому

художественно-эстетическому.

Среди образовательных областей есть и традиционные для д/с, и новые, такие как: Образовательная область «Познание».

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. Область «Познание» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

развитие сенсорной культуры;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Новая образовательная область «Коммуникация». Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество:

большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству;

значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора;

высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком.

В результате всего этого страдает в первую очередь речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена на решение следующих задач:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей  в различных видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Эта область тесно связано с предыдущей, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. У многих детей не возникает интереса к чтению. К сожалению, они не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Все эти проблемы педагогам предстоит решать, реализуя на практике образовательную область «Чтение художественной литературы», которая направлена решение таких задач как:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

- принцип развивающего образования; «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» Т.С.Комарова;

- принцип необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Например, сегодня, уважаемые коллеги, вы увидели:

Увлекательную встречу со сказкой «Теремок» в 2 младшей группе: педагоги грамотно объединили такие образовательные области как «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В процессе организованной деятельности решались задачи: нравственного, эстетического воспитания, прививалась любовь к устному народному творчеству.

Интересная игровая организованная деятельность по социально-личностному развитию в другой младшей группе на тему «У Заюшки в гостях». В процессе этой деятельности воспитатели объединили такие области как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация». Во время занимательной игры воспитатель решала задачи по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формированию целостной картины мира, расширению кругозора и др.

В средней группе педагоги организовали с детьми познавательную «Зимнюю прогулку», объединив при этом такие области как «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Через несколько минут, в старшей группе вы увидите веселое зимнее спортивное развлечение, которое воспитатели будут проводить совместно с родителями. Мы считаем, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Безусловно, работая в новых условиях, возрастает роль взаимосвязи в работе воспитателя с узкими специалистами. В нашем д/с, например, инструктор по физической культуре активно участвует в проведении прогулок, организует подвижные игры, эстафеты, веселые спортивные праздники: «Зимние Забавы», «Масленица», «Спортивный праздник посвященный «Дню Защиты Детей», «Летняя спартакиада» и др. Музыкальный руководитель старается осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения различных видов деятельности по всем областям.

Всем педагогам, не только воспитателям, необходимо стремиться к изменению способа организации детских видов деятельности: не руководство (авторитарный стиль общения), а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

В связи с этим, нам всем необходимо продумать:

- способы организации детей при проведении образовательной деятельности (увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи и т.д.);

- обратить внимание на рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Решение образовательных задач по новой программе предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Режим дня должен так же включать интересные моменты: минутки здоровья, творческие мастерские для развития детского творчества, чтение художественной литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого время во второй половине дня.

В заключение хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя работу по новой программе, у нас не возникнет больших трудностей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы представлена в программе (в конце каждой возрастной группы).

Мониторинг рекомендуется проводить 2 раза в год (начало и конец года).

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.

Анализ мониторинга позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе д/с.

Оценка уровня развития: 4 балльная система (представлена в конце программы).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить