Автор: Нежданова З.А, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30» (г. Сергиев Посад).

«Рисунок – придаёт вещам форму,

Краска - жизнь.

Она божественное дыхание,

Которое всё оживляет».

Денни Дидро

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова), дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой, помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать в образовательной деятельности разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в ДОУ, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, «Познание» - формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения, «Физическая культура» - развитие мелкой моторики, «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения, «Труд» - формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).

2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей: Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

В заключение, главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить