Поиск по сайту

Автор: Сергеева Надежда.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

С уверенностью могу сказать, что собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Одним из путей решения поставленной задачи является обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского опыта. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге образовательная деятельность предельно автономизируется, от познавательной, и становится скучной повинностью. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача – помочь ему в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка. Умение выдвигать гипотезы – строить предположения – требует оригинальности и гибкости мышления, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Например, «Почему самолет оставил след в небе?»; задания типа «найдите возможную причину события», например, «медведь зимой не заснул, а бродил по лесу». Поиск и предложение возможных вариантов решения включают методы исследования:

- подумать, задать себе вопрос;

- спросить у другого человека;

- провести эксперимент;

- понаблюдать;

- посмотреть в книгах, в компьютере.

Сбор материала предполагает фиксирование результатов методов исследования в виде зарисовок, записей, фотографий, карточек, и т.д. Обобщение полученных данных – анализ собранного материала и подведение итогов, постановка выводов и умозаключений по выдвинутым гипотезам. Сообщение – написание доклада с помощью взрослых (родители, воспитатели) о проделанной работе по исследованию и защита своего исследовательского проекта перед аудиторией. Практическая значимость этих проектов заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью приобщения их к процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, повышая тем самым качество дошкольного образования.

С уверенностью могу сказать, что собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Список литературы:

1. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Самара, «Учебная литература», 2008.

2. Савенков А. И. Я исследователь. Самара, «Учебная литература», 2007.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, «Учебная литература», 2007.

Добавить комментарий