Поиск по сайту

Автор: Орлова Галина Валерьевна, воспитатель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» (г. Усинск).

Скачать в формате doc.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей с дивиантными формами поведения, замкнутых детей имеющих трудности в общении (тестирование и отбор детей в подгруппу осуществляется совместно с психологом) и детей с ограниченными возможностями.

Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Цель занятий – помощь детям в социальной адаптации. Этим определяются основные задачи занятий:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей;
  • Обучение воспитателей методом проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Структура и форма занятий

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками и т.п. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие поводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется ведущим. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомление детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Рабочая программа основана на цикле занятий, составленного А.С. Роньжиной в процессе практической работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания для детей 2-4 лет ДОУ №1397 СЗУО.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению проводится по схеме методом наблюдения (Приложение).

Баллы, набранные ребенком суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется  новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 - 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают разрушительно-агрессивные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

{edocs}/images/Documents/socialnaya-adaptaciya.doc,600,700{/edocs}

Добавить комментарий