Автор: Фишкова Т.А., воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №85 (г. Мурманск).

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Окружающий мир сегодня переполнен условными знаками и символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания ребенка, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир (Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, О.В. Дыбина и др.). Человеку сегодня, для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно самосовершенствоваться.

Математика по праву в решении этой проблемы занимает ведущее место (Е.Б. Давидович, В.Г. Зак, А.В. Белошистая, М.И. Моро и др.). Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Главное - создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Дошкольное воспитание строится на личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Следовательно, обучение должно носить индивидуально – дифференцированный характер. В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал: счетные палочки, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша.

Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Палочки Кюизенера, их основные особенности – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера позволяют перевести практические внешние действия во внутренний план; освоить пространственные отношения. Дидактический материал дает возможность упражнять в составлении числа из единиц и двух меньших чисел; научить измерять объекты; научить арифметическим действиям (сложение, вычитание, деление умножение); научить делить целое на части; подвести к осознанию соотношений «меньше – больше», «меньше на – больше на».

Логические блоки Дьенеша позволяют формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Работа с блоками Дьенеша  поможет ребенку перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению; научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно; научиться моделировать разные множества с заданными свойствами; понять сложные логические отношения между множествами.

Всю работу с нестандартными дидактическими средствами можно разделить на 2 этапа: образный и операционный, который включает в себя подготовительные упражнения и задания - проблемы.

На первом этапе дети играют с палочками, блоками, строя различные изображения, которые подсказывает им собственное воображение или схема, рисунок.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Они могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Такие игры эмоционально захватывают детей. А если ребенок заинтересован в решении задачи, то мыслительная работа идет активно. Малыш сам пытается найти ответ, решить задачу, воспитатель лишь дает схему и направление анализа логической задачи.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Но прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану: сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры; докажите, что фигура составлена правильно.

Подготовительные упражнения с палочками Кюизенера имеют своей целью помочь ребенку понять, что все палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину и наоборот, а так же, что палочки разной длины отличаются по цвету.

Подготовительные упражнения с логическими блоками Дьенеша помогают детям усвоить все свойства блоков. Это могут быть такие задания как:

найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру, толщине);

найди не такие фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине);

найди все синие фигуры (треугольные, маленькие, тонкие…).

После подготовительных упражнений детям предлагаются задачи – проблемы или задачи – головоломки.

Задачи – головоломки со счетными палочками объединяют в 3 группы:

Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;

Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;

Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек;

Процесс решения задач второй и третей группы гораздо более сложный, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поисков решения соотносить результат с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять возможные изменения фигуры. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

В работе с палочками Кюизенера пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности  взрослого и ребенка. Например, понять соответствие между цветом, длиной и число поможет игра «Поезд». Можно построить необычный поезд из цветных полосок. Прежде, чем посадить пассажиров в вагоны, нужно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как узнать? Дети находят сначала ответ практически: берут белые полоски и накладывают на вагончики. Одна белая полоска – одно место. Выбранная мера позволяет ответить на вопрос: «Сколько мест в каждом вагоне?».

Тема железной дороги позволяет ребенку наглядно увидеть и понять вычислительные действия. Например, «Построим  поезд из голубого и розового вагончика. Каким вагоном можно заменить их?» - Желтым, т.е. 2+3=5. «Если мы уберем розовую палочку, какая останется?» - Голубая, т.е. 5-2=3. Такие упражнения заканчиваются записью в числах.

При знакомстве детей с понятием состав числа мы плетем «ковры». Для этого мы используем следующий алгоритм:

Выбрать палочку, которая обозначает данное число;

Надстроить над ней горизонтальную лесенку;

Добавлять на каждую ступеньку такую палочку, чтобы вместе они по длине равны были исходной;

Рядом выкладываем цифры, соответствующие палочкам;

Закончить бахромой из белых палочек;

«Прочитать» ковер цветами и числами;

Для формирования представлений о натуральном ряде чисел используем цветные лесенки, спускаясь и поднимаясь по которым дети прочитывают их в цвете, а потом и в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание), раскрываются свойства чисел, устанавливаются разностные отношения между ними.

В книге Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников» представлена целая система игровых упражнений палочками Кюизенера и рекомендаций к их использованию. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.

Все игры и игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша можно делятся на 4 группы:

развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;

развитие умения сравнивать предметы по их свойствам;

развитие действий классификации и обобщения;

развитие способности к логическим действиям и операциям.

Каждую игру можно проводить в 3 вариантах различной степени сложности:

развитие у детей умение оперировать одним свойством, т.е. выявлять, абстрагировать одно свойство, классифицировать и обобщать предметы на его основе;

развитие у детей умение оперировать двумя свойствами;

развитие у детей умение оперировать тремя свойствами.

Чаще всего игры с блоками выполняются детьми сидя за столом. Для поднятия интереса детей проведение ряда игр целесообразно проводить в спортзале, используя обручи, шнуры и знаки, что гораздо привлекательнее для детей.

Для того, чтобы научить детей самостоятельно анализировать задачи, искать пути решения, догадываться, педагог использует различные методические приемы: игровые ситуации, словесные отчеты детей, напоминания, пояснения и др. В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте - соревновательный элемент (кто быстрее составит, найдет, положит). Детям даются инструкция (целостная – для старших, расчлененная – для малышей), пояснения, разъяснения, указания о необходимости поискового подхода к решению задачи. Используется система наводящих вопросов, словесные отчеты детей о выполнении задания. Обязателен контроль над выполнением заданий и оценка, подтверждение правильности или ошибочности хода.

Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Так он открывает мир чисел, фигур  и форм, учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, что способствует в целом развитию  творческой познавательной деятельности.

Литература:

Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет,2002

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор - сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.

Носова Е.А., Непомнящая  Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить