Звучит марш «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Мальчики идут друг за другом по залу, держа гирлянду флажков. Пройдя один круг, они растягивают гирлянду, образуя с ее помощью корабль. Девочки садятся на стульчики в первом ряду перед зрителями.

Впереди, на носу корабля, стоят боцман, штурман и радист. По окончании музыки боцман берет в руки бинокль и пристально рассматривает сидящих в зале гостей.

Штурман. Что видишь, боцман?

Боцман. Вижу на причале толпу народа. Все с цветами, улыбаются, Штурман и радист. Это они нас пришли провожать!

Радист. А нашего капитана ты не заметил?

Боцман (смотрит в бинокль). Нет! Не вижу! Постой, постой! Капитан идет сюда! Свистать всех наверх!

Звучит сигнал тревоги. Матросы, стоящие вдоль противоположных сторон зала, быстро меняются местами и подхватывают гирлянду.

Боцман. Матросы, смирно! (Мальчики отдают честь капитану.)

Под звучание «Песенки о капитане» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского) в зал входит капитан (воспитатель), обходит корабль, останавливается рядом с боцманом.

Боцман. Товарищ капитан! Экипаж корабля «Смелый» готов к отплытию!

Капитан. Команда! Вольно! Скоро наш корабль отправится к далеким Школьным островам.

Команда. Куда?

Боцман. Тихо!

Штурман (берет в руки глобус и вращает его). Разрешите обратиться, товарищ капитан!

Капитан. Разрешаю!

Штурман. Покажите, где находятся эти Школьные острова!

Капитан. Ни на глобусе, ни на карте этих островов нет. Нам предстоит их открыть

Команда. Значит, мы первооткрыватели? Капитан. Конечно! Команда. Ура!

Капитан. Команда! Подготовиться к отплытию. Пассажиров просим подняться на палубу.

Под вальс И. Дунаевского мальчики поднимают гирлянду вверх, девочки проходят под ней и танцуют вальс на корабле. С окончанием музыки девочки останавливаются. Неожиданно в зал входит дед (мальчик с бородой и палочкой), под мышкой он держит пакет. Звучит таинственная музыка. Дед подходит к боцману.

Боцман. А вы куда, дедушка? Тоже на Школьные острова?

Дед. Туда, туда, милый.

Боцман. Простите, сколько вам лет?

Дед. Девяносто.

Боцман. В школе, дедушка, надо учиться одиннадцать лет. Да вы знаете, что с вами может случиться через одиннадцать лет?

Дед. Конечно, знаю. Мне исполнится 101 год.

Боцман. По-моему, вам на Школьные острова плыть уже поздно.

Дед. Учиться, деточка, никогда не поздно, Слушай, пропусти меня к капитану. Мне срочно нужно передать ему очень важную вещь.

Боцман. Проходите!

Дед отдает капитану пакет и что-то шепчет ему, показывая, что пакет пока открывать рано.

Капитан. Все готовы к плаванию?

Дети. Все!

Капитан. Тогда пора прощаться.

Дети (читают по очереди):

Прощай, страна Кукляндия,

Смешная Выдумляндия!

Плывем, друзья, смелей!

Плывем к стране Фантазии,

Далекой Первоклассии

На нашем корабле.

Прощай, причал наш сказочный,

И добрый, и загадочный,

Прощай, наш детский сад!

Исполняется песня «Не забудем детский сад» (муз. Э. Туманян, сл. 3. Петровой).

Капитан. Матросы, слушай мою команду! Убрать канаты, поднять якорь! Наш корабль «Смелый» отправляется в дальний путь.

Звучит вальс И. Дунаевского (минорная часть). Мальчики несут гирлянду флажков к центральной стене и развешивают ее. Боцман с биноклем, штурман со штурвалом, радист с наушниками и рацией выходят в центр зала, смотрят на зрителей, покачиваясь, как на волнах. Все остальные дети садятся на стульчики.

Капитан. Боцман, что видите впереди?

Боцман. Все спокойно, на море полный штиль!

Капитан. Штурман, полный вперед!

Штурман. Есть полный вперед!

Капитан. Что слышите, радист?

Радист. Слышу веселую танцевальную музыку.

Капитан. А ну-ка, включите радио погромче.

Звучит вступление к танцу «Рилио» Г. Пауга, девочки парами выбегают на середину зала, встают свободно и исполняют ритмический танец.

Боцман. Товарищ капитан, разрешите доложить обстановку на корабле.

Капитан. Докладывайте!

Боцман. Обстановка, прямо скажу, тревожная: матросы фантиками обмениваются, машинки катают, пассажиры в куклы играют, по палубе скачут.

Капитан. Непорядок! С такой дисциплиной мы никогда до Школьных островов не доплывем. А ну-ка, взяли учебники и приступили к занятиям.

Дети, сидя на стульчиках, изображают игру в куклы, катание машинок, а затем чтение книг. Выходят дед и ученик, раскрывают учебник по математике.

Ученик.

Я сижу, едва не плача,

Не решается задача.

Дед.

Не беда, не плачь, сынок,

Вместе выучим урок.

Вместе.

Два часа вдвоем сидели,

Ох, устали, лбы вспотели.

Дед.

Я сижу, едва не плача:

Не решается задача.

Ученик. Говорил я тебе, дед, что задача трудная. (Отодвигает от себя учебник.)

Дед. Подожди, давай еще подумаем.

Ученик. Вот еще! Надоела мне ваша математика! Да я бы от нее на необитаемый остров убежал! (Убегает и переодевается в «звериную шкуру», берет палку.)

Дед. Пусть будет по-твоему, мальчик! Отправляйся на необитаемый остров, о презренный лентяй! (Делает пассы руками и уходит из зала, переодевается и незаметно возвращается в зал в костюме моряка.)

Звучит пьеса «Яхты в море» (муз. 3. Абу-Семеновой). На середину зала вновь выходят боцман, штурман и радист. Штурман поворачивает штурвал, боцман смотрит в бинокль.

Боцман. Внимание, прямо по курсу вижу остров. На берегу кто-то прыгает и машет нам руками!

Капитан. Штурман! Причаливаем к берегу!

Штурман. Есть причалить!

Боцман. Вижу человека лохматого, в шкуре звериной!

Звучит вступление к песне «Если б не было школ» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). Дети встают врассыпную по залу, исполняют и инсценируют песню. Дикарь подходит к капитану.

Дикарь. Капитан, возьмите меня на корабль! Я больше так не буду.

Капитан. Как не будешь?

Дикарь. Я больше не буду из дома убегать, я буду математику учить!

Капитан. Может, взять его на Школьные острова, а то ведь останется он неграмотным дикарем. Матросы, возьмем его в свою команду?

Мальчики. Возьмем!

Дикарь. А где дедушка?

Капитан. Какой дедушка?

Дикарь. Тот, который меня математике учил.

Все. Где дедушка? Куда пропал? Может, за борт свалился? (Ищут его, расходятся в разные стороны, затем садятся.)

Капитан. Ай да дедушка! Исчез как настоящий волшебник!

Выходят две девочки, грациозно подходят к мальчику-дикарю.

Девочки. Мальчик, ну зачем тебе нужен дедушка? Мы знаем математику лучше него!

Дикарь. А вы кто?

Девочки. Мы отличницы!

Дикарь. А, значит, зубрилки!

Девочки. Нет, мы не зубрилки, просто делаем все на «отлично».

1-я девочка. Пишем.

2-я девочка. Рисуем.

1-я девочка. Поем.

2-я девочка. Танцуем!

Дикарь. Ну и что!

Девочки. А вот что! Мы берем тебя на поруки!

Дикарь. Это как на поруки?

Девочки. А вот так! (Берут его под руки.)

1-я девочка. Ты писать умеешь?