Цель.

- Продолжать работу по профилактике дисграфии: закреплять навыки чтения, деления слов на слоги, восстановления деформированных слов; формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

- Совершенствовать навыки чёткого звуко-произношения.

- Развивать интонационную выразительность речи, фонематический и музыкальный слух, внимание, зрительное восприятие, чувство ритма.

- Привлекать детей к музыкально-театрализованной деятельности. Развивать способность к образному перевоплощению.

Ход утренника

Звучит песня. Дети входят в зал, проходят змейкой, перестраиваются в полукруг. По цепочке читают стихотворение В. Берестова «Читалочка». 

Дети.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Дети садятся на стулья.

Логопед.

Мы собрались сегодня в этом зале,

Чтобы шутить, смеяться и играть.

Мы дорогих гостей позвали -

Хотим о Маше сказку рассказать.

Жила на свете девочка.

Читать она умела.

И каждый вечер с книгой

Возле окна сидела.

Выходит Маша (ребёнок) с книгой, садится на стул, «читает».

Маша.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать...

К Маше подходят две девочки и мальчик.

Девочки.

Маша, Маша, выходи!

Что сидеть-то взаперти?!

Маша. Не пойду я гулять! Я хочу читать!

Девочка.

Маша, Маша, погляди.

Кто летит там, впереди?

Мальчик.

Это злые гуси

Бабушки-ягуси!

Дети в испуге убегают. Вбегают два ребёнка в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Машу, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв, вырезанных из картона.

Маша.

Гуси, гуси, погодите!

Буквы в книгу вы верните!

Вы ведь не плохие

И совсем не злые!

Первый гусь.

Буквы мы не отдадим –

Унесём к Ягусе.

Если будешь нам мешать,

Можем и тебя забрать!

Ш-ш-ш-ш-ш...

Второй гусь.

Га-га-га, ге-ге-ге!

Служим мы Бабе-яге!

И живём - не тужим,

С музыкой мы дружим.

Гуси исполняют танец «Жили у бабуси». Затем улетают.

Маша.

Где найти мне буквы, где?

Кто поможет мне в беде? (Плачет.)

Логопед. Дети, поможем Маше? (Да!) Тогда пойдём вместе с ней по этой тропинке.

Дети идут за Машей по тропинке, выложенной с двух сторон кубиками. Логопед поочерёдно произносит звуки, дети называют слова, начинающиеся с этих звуков.

Подходят к ребёнку в костюме яблони. К кроне яблони прикреплены половинки яблок из картона, на них напечатаны слоги.

Логопед.

Долго Маша шла по лесу.

Видит яблоньку-красу.

Маша.

Что-то яблонька грустна.

Клонит ветки вниз она!

Яблоня.

Я стою совсем одна.

Оттого я и грустна.

Яблок много - груз тяжёл.

Кто на помощь бы пришёл?!

(Протягивает руки-ветки к Маше.)

Машенька, помоги!

Яблоки мои сорви!

Маша.

Я спешу. Длинна дорога.

Может, дети мне помогут?

Проводится игра «Собери яблоки». Дети снимают с яблони половинки яблок и составляют из слогов слова: шап-ка, гру-ша и т.п.

Логопед.

Дальше Маша побежала.

Видит: речка на пути.

Маша и дети подходят к выложенным на реке (голубой полоске ткани) изображениям камней (из картона). На каждом камне напечатано слово. Рядом с полоской ткани стоят три подноса, на каждом написана цифра: 1,2 или 3.

Речка.

Течь мне стало трудновато.

Помогите мне, ребята.

Уберите камни!

Дети читают слова на камнях, определяют количество слогов в каждом слове и кладут камень на поднос с цифрой, обозначающей количество слогов в слове. Затем строят мост через реку - выкладывают схему слова «мост» из квадратов синего и красного цвета. Логопед.

Дальше Маша побежала.

В поле печку повстречала.

Печка. Дети, здравствуйте! Я - печка. Помогите мне испечь пирожки!

Проводится разминка - игра «Пирожки». Дети вместе с логопедом произносят текст и выполняют соответствующие движения.

Мы вот так, мы вот так

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так

Тесто раскатали.

Мы начинку в него

Горкой положили.

Вот таких пирожков

Дружно налепили!

Печка раздаёт вырезанные из картона пирожки, на которых напечатаны названия начинок. Каждый ребёнок читает название начинки своего пирожка, образует прилагательное от существительного и говорит, обращаясь к гостям: «Я угощаю вас яблочным (мясным, капустным и т.д.) пирожком».

Печка. Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-яга буквы спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.

Проводится логоритмическое упражнение «Баба-яга».

В тёмном лесу

(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)

Есть избушка,

(Складывают руки в виде крыши.)

Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)

А в избушке той

(Складывают руки в виде крыши.)

Старушка,

(Поворачивают голову вправо-влево.)

Бабушка-яга

(«Повязывают платок».)

Живёт.

(Вытягивают руки вперёд, раскрыв ладони.)

Нос крючком

(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)

Глаза как плошки,

(Прикладывают кулаки к глазам.)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой вправо-влево.)

И сердитая,

(Взмахивают правой рукой.)

И злая,

(Взмахивают левой рукой.)

Дыбом волосы стоят!

(Поднимают руки над головой, растопыривают пальцы.)

Когти остры как у кошки,

(Сгибают-разгибают пальцы.)

И всего одна нога,

(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)

Не простая, костяная.

(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)

Вот так Бабушка-яга!

(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)

Затем подходят к избушке, из которой выходят два гуся.

Гуси.

Мы не просто гуси.

Мы сторожа бабуси.

У нас такая роль.

Быстрей скажи пароль!

Один гусь показывает детям карточку со слогом «сто», другой - карточку со слогом «рож».

Логопед. Слово-пароль написано на карточках. Постройте гусей так, чтобы слово читалось.

Дети составляют слово «сторож». Гуси убегают.

Логопед. А дверь-то не открывается! Нужно выполнить ещё одно задание.

Проводится игра «Собери буквы». Дети собирают буквы из деталей. Дверь открывается, выходит Яся (ребёнок).

Яся. Я внучка Бабы-яги. Зовут меня Яся. Бабуся моя у Кощея Бессмертного в гостях, а я скучаю одна.

Маша.

Ко мне гуси прилетали.

Буквы у меня забрали.

Спрятали в лесной избушке

У Бабушки-ягушки.

Ты мне, Яся, помоги,

Буквы поскорей верни.

Яся.

Вот вам буквы, забирайте!

Но сперва их угадайте!

Дети читают зашумлённые буквы.

Яся.

И зачем мне буквы эти?

Я умна не по годам!

Очень вредные советы

Я сейчас ребятам дам!

Проводится логоритмическое упражнение «Вредные советы» (стихи Г. Остера).

Раз, два, три, четыре!

(Хлопают на счёт.)

Разбросай по всей квартире

(Помахивают опущенными руками вправо-влево.)

Погремушки,

(Потряхивают указательными пальцами.)

Колотушки,

(Потряхивают кулаками.)

И игрушки,

(Делают «фонарики».)

И катушки,

(Делают «вертушку».)

Барабаны,

(Ударяют пальцем о палец.)

Молоточки,

(Стучат кулаком о кулак.)

Шапки,

(«Снимают и отбрасывают шапку».)

Тапочки,

(Покачивают правой, затем левой ногой.)

Платочки!

(«Накидывают платок».)

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопают на счёт.)

И не вздумай убирать!

(Грозят пальцем правой руки.)

Мама будет очень рада,

(Обхватывают свои плечи.)

А не верите -

(Вытягивают руки вперёд, раскрывая ладони.)

Не надо!

(Взмахивают рукой и отворачиваются.)

Логопед.

Буквы в избушке

Томились без дела.

Это безделие

Им надоело.

Начали буквы

Резвиться, скакать.

Песенки петь, озорничать.

Дети исполняют «Весёлые частушки» А. Шибаева.

Первый ребёнок.

Вот какая смехота!

Р свалилась на кота.

Кот не кот теперь, а крот.

Роет он подземный ход.

Второй ребёнок.

К в карман к монтёру - прыг,

А в кармане - ролики.

Из кармана в тот же миг

Выскочили кролики.

Третий ребёнок.

Букву Д на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда –

То и дело драки.

Четвёртый ребёнок.

Буква Ш из слова «шутка»

Захотела погулять,

А без Ш смешная утка

Побежала в пруд нырять.

Дети (вместе).

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Яся. Вы такие весёлые и дружные! Я хочу стать похожей на вас. Я больше не буду вредничать!

Логопед. Яся, мы тебя прощаем. Приходи к нам, мы научим тебя читать.

Дети по цепочке исполняют «Песенку про звуки и буквы» И. Лопухиной.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи.

Мы их точно знать должны!

К клокочет, Г гогочет,

X хохочет, Р рычит.

Щ щекочет, Ч чихает,

Д долбит, Т тарахтит.

П пыхтит, Б бубнит,

В ворчит, Ф фырчит,

С свистит, 3 звенит,

Ш шуршит, Ж жужжит

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

В слове ДОЧКА Д пропала,

Т на это место встала.

Было ДОЧКА, стало ТОЧКА.

Так слова менялись:

НОЧКА, БОЧКА, ПОЧКА,

КОЧКА, КАЧКА, КУЧКА,

РУЧКА, ТУЧКА, ТАЧКА.

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

Первый ребёнок.

Мы весёлые ребята.

Шутники-озорники.

Очень любим веселиться

В эти зимние деньки.

Второй ребёнок.

И поэтому сейчас

Потанцуем мы для вас!

Дети танцуют польку. Затем выкладывают на полу карточки со словами и читают хором получившееся предложение: «Как хорошо уметь читать!»

Вбегает Баба-яга.

Баба-яга.

Что за сборище такое?

Почему весёлый смех?

Я вам праздник-то устрою!

Разгоню сейчас же всех!

Я - зловредная Яга,

Костяная нога!

Где моя сковорода?

Всех зажарю без труда.

Берёт сковороду. Подходит к каждому ребёнку. Яся заслоняет детей от Бабы-яги.

Яся. Дорогая бабуся, не сердись и не злись! Эти дети - мои друзья. Они такие весёлые и умные! Они научат меня, а если хочешь и тебя, читать. Теперь же испеки нам что-нибудь вкусненькое.

Баба-яга (согласно кивает, колдует над сковородой.)

Сковорода, сковорода,

Испеки-ка без труда

Ты для внученьки любимой

И для грамотных детей

Очень вкусное печенье.

Не забудь и про гостей.

Ширли-мырли-тумаки!

Всем печенье испеки!

Угощает детей и гостей печеньем в форме букв.

Логопед. Пришла пора прощаться с этой сказкой. Но нас ждут интересные встречи с другими сказками. На эти встречи мы вас, дорогие гости, от всей души приглашаем!

 

Автор: учитель-логопед А.Р. Мухаметянова, музыкальный руководитель Е.В. Витушкина (НШДС №3, г. Уфа)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить