Автор: Комарькова Н. В., воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ д/с №11 «Вишенка» (г. Зарайск).

Цели:

воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;

вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;

обобщить имеющиеся знания о народных промыслах России;

приобщать к народным промыслам через собственные работы.

Оборудование:

изделия народных промыслов (хохломские, гжельские, городецкие, дымковские, филимоновские, богородские, полхов-майданские игрушки, вологодские кружева, павловские платки), аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа: беседа о народных промыслах, лепка игрушек, расписывание силуэтов, разучивание стихов, частушек, танца с платками.

Ход:

Ведущий: Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в изостудии. Сегодня здесь открывается выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделай дело - гуляй смело». А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли вы мне помочь представить экспонаты нашей выставки?

Что ж, давайте по порядку –

Загадаю я загадки.

Кто скорей ответ найдет,

Тот игрушку и возьмет.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы...

А ну, назови-ка меня!

Дымковская игрушка.

Ребята, а почему эти игрушки называют дымковскими? Что вы знаете о них? Кого обычно лепят дымковские мастера? Какие цвета используют в росписи? (Ответы детей.)

Ведущий:

Эй, ребята, подходите –

На игрушки поглядите!

Дети вместе с ведущим подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки. Дошкольники представляют каждую из них.

1-й ребенок (показывает на дымковского индюка):

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост-

Точно сказочный цветок.

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя...

2-й ребенок (показывает куклу-няню):

В кокошнике няня,

На руках - Ваня,

И хорош, и пригож...

Скоро, Ваня, подрастешь?

3-й ребенок (показывает скомороха):

Яша-дружок

Дует в рожок.

Сидит на спинке

У свинки.

Ведущий: Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.)

Ведущий:

Словно сказка-невидимка

В небе радугу зажгла.

Расцвела узором Дымка -

Людям радость принесла!

А теперь, ребята, слушайте внимательно следующую загадку!

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.

Дети: Это гжель.

Дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия гжельских мастеров. Под музыкальное сопровождение (на выбор музыкального руководителя) исполняют песню о Гжели.

Дети:

В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

Ведущий: Только ли посуду делают в Гжели? Что любят рисовать гжельские мастера на своих изделиях? Все они разные, но в одном одинаковые. В чем? (Предположения детей.)

Ведущий:

Гжель - посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

Красива и нежна Гжель. Работают мастера на славу, но и веселиться умеют.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети (хором):

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель споем частушки!

1-й ребенок:

По полю гуляла я,

Три цветочка нашла:

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красотой.

2-й ребенок:

Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру - не беда!

Ох, посуда хороша!

3-й ребенок:

Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки подрумянила...

Мама, не ругай меня.

4-й ребенок:

Юбку белую надела,

Синей лентой заплела.

Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня!

5-й ребенок:

Голубые облака,

Синяя водица.

Капитаном стану я –

Будешь мной гордиться!

б-й ребенок:

Я в окошко смотрю,

На окошко и ель.

Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель!

(Слова Л.А.Ляпиной.)

Ведущий: А теперь, ребята, попробуйте угадать, о каких игрушках я говорю!

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у них видны.

Дети: Это филимоновские игрушки.

Дети подходят к столу, на котором выставлены филимоновские игрушки.

Ведущий: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея - так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят и взрослые, и дети? (Ответы детей.)

Игрушки эти добрые и разные,

Веселые, и каждая свистит.

Полоски желтые, зеленые и фасные.

Посмотришь - как от солнышка рябит!

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни Филимоново.

Ну-ка, выбирайте каждый по свистульке - посвистим, повеселимся.

Дети насвистывают под русскую народную мелодию по выбору музыкального руководителя.

Ведущий: Все эти игрушки лепят из глины. А везде ли глина одинаковая?

В Дымково глина коричневая и перед росписью покрывается белой краской, в Филимоново - красная, после обжига становится светлой. Посуда из гжели изготавливается из белой глины. Загадаю-ка вам еще одну загадку.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Дети: Это городецкие игрушки.

Ведущий с детьми подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.

Ведущий:

Что изготавливают городецкие мастера? Назовите знакомые вам элементы и цвета городецкой росписи. (Ответы детей.)

Ребенок:

Эта сказка с чудесами –

Сколько красок и цветов

Оживает под руками

Городецких мастеров.

Чудо-птицы, чудо-кони

Тонконогие летят,

Розоватые бутоны

Снова радуют наш взгляд.

И, как будто для забавы,

Расцветают на глазах

И розаны, и купавы

На солонках и досках...

Ведущий: Навострите, гости, ушки и послушайте частушки!

1-й ребенок:

Веселись, наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце!

2-й ребенок:

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это все для красоты.

3-й ребенок:

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица-

Это значит Городец.

4-й ребенок:

Научилась, слава Богу,

Рисовать я, наконец,

Дайте денег на дорогу-

Уезжаю в Городец!

5-й ребенок:

А я тоже молодец,

Тоже еду в Городец,

А когда вернусь назад -

Разрисую детский сад!

6-й ребенок:

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

(Слова О. Хреновой.)

Ведущий:

А теперь, ребятки, вам еще одна загадка!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети: Хохлома.

Дети и ведущий подходят к столу, на котором выставлены хохломские изделия.

Ведущий: Много лет назад возник хохломской промысел. Золотой фаской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Отвозили эту посуду в большое село Хохлома на продажу. По названию этого села стали называть ее хохломской. А элементы этой росписи вы мне сами назовете.

Дети: Травинки, капельки, завитки, ягодки, листочки...

Ведущий: Ну, до чего ж веселая эта хохлома! А ну-ка, где там наши ложкари. Плясовую б завели.

Вот вам ложки золоченые –

Узоры крученые.

Выходят несколько мальчиков в костюмах и под русскую народную песню «Посею лебеду на берегу» исполняют танец с ложками.

Ведущий:

Отгадайте-ка еще одну загадку:

Вы выдали, вы видали,

Чтобы мишки танцевали?

Не видали ничего?

Покажу я вам его -

Он немножко неуклюжий

И застенчивый к тому же.

Он не может устоять,

Очень хочет танцевать.

Дети: Богородская игрушка.

Подходят к столу, на котором выставлены богородские игрушки.

Ведущий: Как мастерят свои игрушки богородские мастера?

Дети: Режут по дереву.

Ведущий: В умелых руках резчиков бруски дерева превращаются в забавные игрушки. Чаще всего главным героем является медведь - спокойный, добрый, смешной зверь. Он то надевает лапти, то играет на гармошке, то танцует, то рядом с мужиком работает.

Дети представляют игрушки.

1-й ребенок:

Наш Мишутка - музыкант.

Замечательный талант.

В барабан играет,

Белок потешает.

В барабан-то он стучит

И тарелками гремит.

А в лесу нельзя шуметь,

Можно только тихо петь.

2-й ребенок:

Птицам просо не дают,

И они брусок клюют.

Средь веселых медвежат

Птицы клювами стучат.

3-й ребенок:

Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два - и готово.

Ведущий: Вот еще одна загадка, ну, попробуй, отгадай-ка.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет...

Дети: А это полхов-маиданские игрушки.

Ведущий: Ко мне, детки, подходите, на игрушки поглядите.

Дети подходят к столу, на котором собраны полхов-маиданские игрушки.

Ведущий:

Из далекого села Полхово-Майдана

Привезли игрушки к нам прямо.

Подходи ближе - нагибайся ниже,

Стой, смотри до вечера,

Кому делать нечего.

Ай-да игрушки -

Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие.

Грибы-то не лесные,

А все расписные.

Расписное яичко,

А на нем птичка.

Яблоки не с яблони, а деревянные,

До чего ж румяные!

Вот птичка-невеличка.

А вот и матрешки

На одной ножке.

Пять штучек в одной кучке.

Пока матрешки друг в дружке,

Молчат и не поют частушки,

А поставишь в ряд –

Запоют все в лад.

Давайте сядем-посидим,

На матрешек поглядим.

Девочки-матрешки читают стихи.

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки», муз. В. Ефремова, ел. Б.Дубровина.

Ведущий:

Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть?

Дети: Это вологодское кружево.

Ведущий приглашает детей к стенду «Вологодское кружево».

Ведущий: Почему кружево называется вологодским? Его плетут из тонких нитей мастерицы из города Вологда. А какие изделия у них получаются?

Дети: Накидки, салфетки, покрывала, занавеси, косынки, воротники.

Ведущий: Плетут кружева с помощью деревянных палочек. Они называются коклюшки. Каждая мастерица делает это по-своему. Рисунок затейлив, разнообразен. Как можно описать кружева?

Дети: Они нежные, воздушные, легкие, как паутинки.

Ведущий: Совсем иные изделия получаются у мастериц из Павловского Посада. На черном фоне красные розы, лилии, маки, ромашки, подснежники. Ими повязаны девичьи головы. Глазки лукавые, личики нежные.

Дети: Это павловские платки.

Под русскую народную песню (по выбору музыкального руководителя) дети подходят к стене, на которой развешены изделия Павловской мануфактуры.

Ведущий: Павловские платки... Стоит только произнести эти слова и перед глазами вспыхивают яркие, как будто живые, розы, маки, пионы, голубые колокольчики, багряные гроздья рябин, рассыпанные по черному, синему, вишневому полю. Ни один русский праздник не обходится без такого платка. Сейчас наши девочки продемонстрируют их красоту.

Под русскую народную мелодию «Сударушка», обработка Ю. Слонова, девочки исполняют танец с платками.

Ведущий: Мы совсем забыли про искусные изделия еще одних русских мастеров. Загадаю вам загадку-подсказку!

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!

Дети. Это жостовские подносы.

Ведущий: Что украшают жостовские мастера яркими букетами, из чего их делают? Все ли цветы, изображенные на них, одинаковые по размеру?

Дети: Мастера придерживаются определенного правила: в центре помещают более крупные, а по краям - мелкие цветы и листья.

Ведущий: Какие краски используют, чтобы цветы получились яркими, красивыми?

Дети: Мастера используют в основном краски светлых тонов, так как они хорошо видны на черном фоне.

Ребенок:

Кто ответит на вопрос,

Что за сказочный поднос?

Есть букет в нем крупный, яркий:

В середине - цветом жарким

Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,

Много маленьких цветочков,

И травинок, и листочков,

И узорная кайма по подносу пролегла?

Отвечаем на вопрос -

Дети (все вместе): Это жостовский поднос.

Ведущий: Ну вот мы с вами и вспомнили все представленные здесь промыслы, полюбовались изделиями русских мастеров. А что же это за стенд?

Ведущий подходит к стенду с работами воспитанников детского сада.

Ведущий: Это выставка работ наших мастеров. Вы тоже расписывали фигурки и силуэты изделий известных промыслов. Давайте и ими полюбуемся.

Дети рассматривают поделки, обсуждают.

Ведущий: Ребята, у вас тоже получились красивые узоры, и может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим художником. Сегодня убедилась и я, что вы знаете народные промыслы. Теперь наша выставка готова принять гостей. Пригласим воспитателей и детей других групп.

Ой вы, гости дорогие,

У нас игрушки расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить