Поиск по сайту

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы снова рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня – очередное заседание родительского клуба, тема разговора очень важная и нужная «Права ребенка». Книга «Права ребенка и обязанности государства» начинается с обращения к ребенку: «Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка». Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости».

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Это и будет цель нашего заседания.

Повестка дня: Просмотр фрагмента занятия в старшей группе «О правах, играя».

Воспитатель: Знаем ли мы права ребенка - покажет деловая игра с родителями.

Зав. д/с: В заключении мы обменяемся мнениями по данной теме и подарим каждому памятку.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей»

Цель: пропаганда правового воспитания детей среди родителей.

Часть 1. Согласны ли вы с моим высказыванием? Если нет, то почему?

1. «У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью».

(Ответ: это высказывание неправильное. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка говорит, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.)

2. «Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам».

(Ответ: Ст. 9 Конвенции о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Ребенок также имеет право сохранить связь с любым родителем в случае разлучения.)

Часть 2. Выберите правильный ответ из 3-х предложенных:

1) «Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка». Кому принадлежат эти слова?

а) Ф.М. Достоевский

б) А.П. Чехов

в) А.М. Горький

2) В каком году генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г.

б) 1982 г.

в) 1989 г.

3) Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

(Согласно ст. 2, все права распространяются на всех детей, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

4) Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители

в) члены правительства

(Ст. 18 гласит, что родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, государство должно оказывать им надлежащую помощь).

5). ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет

в) 19 лет

(Согласно ст. 1, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

Нормативные основы защиты прав детей

Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, нет нормальной жизни.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине 19 века. На страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей. Наиболее значимым событием в то время, связанным с защитой прав детей, стало создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие под созданием социальных стандартов защиты прав детей. И вот Международный союз спасения детей, основанный англичанкой, разработал Декларацию прав ребенка. А в 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Окончательная система защиты прав ребенка сложилась только после провозглашения Организацией Объединенных наций принципа уважения прав человека. Как необходимость разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – Юнисеф, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимися прав детей относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Значение этого документа в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный в пять лет рассматривать доклады о принятых мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения юридическое право:

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту;

- на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма, которым является дошкольное образовательное учреждение. Детский сад в силу своей близости к семье может стать важнейшим элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка – дошкольника, представленных в Конвенции:

- право на охрану здоровья;

- право на образование;

- право на участие в играх;

-право на сохранение своей индивидуальности;

-право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Согласно Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Для развития механизма реализации прав ребенка принят целый ряд законодательных актов:

- Семейный Кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 1996 г.);

- Закон «Об образовании»;

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги, работающие в детском саду. Через проводимые разнообразные формы работы педагогический коллектив постепенно будет осуществлять поставленные задачи по повышению правовой культуры родителей.

Автор: воспитатель Н. Григорьева (МДОУ "Детский сад №3", г. Вышний Волочек)