Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Программные задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
- Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.)
- Учить самостоятельно создавать узор.
- Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.
Развивающие:
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Умение обобщать и делать выводы.
- Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Словарная работа: ярмарка, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзул, фартук.
Форма проведения: Ситуация-упражнение.
Материалы и оборудование: Татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак, камзул, фартук; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о праздниках.
Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.
Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.
Труд: изготовление материалов к национальным играм.
Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».
Физическое развитие: физкультминутка «А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять…», малоподвижная игра «Тюбетейка».
Создание условий для самостоятельной деятельности: Центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».
Взаимодействие с семьей: Шитье тюбетеек, фартука и калфак для детей. Выставка национальных работ «Золотые руки мам и бабушек».
Взаимодействие со специалистами: Обеспечение национальной одеждой.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит девушка в татарской национальной одежде, в коробке национальная одежда: камзул, фартук, калфак, тюбетейка.
Айсылу: Здравствуйте, ребята. Я возвращаюсь с ярмарки, и купила там разной красивой одежды татарского народа. А вы хотите посмотреть на них?
Она достает из коробки одежду и показывает детям, обращает внимание на орнамент, узоры.
- Обратите внимание на узоры одежды. Посмотрите, какие они красивые и интересные.
- А что это такое, ребята? (спрашивает, показывая каждую одежду).
Айсылу: Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас? (ответы детей).
Айсылу: Да, ребята, вы говорите правильно. А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу? (ответы детей).
Айсылу: Правильно, молодцы. Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?(ответы детей).
Айсылу: Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки, украсить их и отправить свои работы на выставку. А я оставлю вам тюбетейки, а самой пора попрощаться. До свидания, ребята.
Айсылу уходит.
Воспитатель: Ребята, Айсылу ушла и оставила нам свои тюбетейки. А давайте рассмотрим их получше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисованы? Где находятся эти узоры? (ответы детей). Вы можете подойти и посмотреть их поближе, потрогать и примерить.
Дети подходят, рассматривают тюбетейки, меряют.
Воспитатель: Понравились вам тюбетейки? А хотите рисовать такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню, как надо рисовать. Я беру желтый восковой карандаш и по краям рисую волнистую линию. К ней я добавляю мелкие листочки и закрашиваю их. Можно добавить цветок – тюльпан. Его можно рисовать красным карандашом или желтым. Так же украшаю центр тюбетейки. Когда заканчиваю рисовать узоры, я беру кисть, гуашь и закрашиваю тюбетейку. Можно красить синей краской, можно зеленой. Цвет тюбетейки выбираете сами. Но можно ли взять краски много? А как правильно пользоваться водой? Можно ли сильно нажимать на карандаш? (ответы детей).
- Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.
Дети рисуют в воздухе.
Воспитатель: А сейчас давайте встанем и отдохнем.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.
Воспитатель: Теперь сели красиво, правильно и начинаем работать. С чего начинаем работу? (ответы детей).
Дети рисуют. Я хожу между ними, подсказываю, подбадриваю их, помогаю, показываю приемы рисования затрудняющимся детям; обращаю внимание на осанку. За 5 минут до окончания занятия предупреждаю детей о завершении своих работ. Готовые работы кладу на стол для анализа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти тюбетейки. Каждый выбирает понравившуюся ему работу и расскажет нам о ней.
Выслушиваю 4-5 ребенка.
Воспитатель: Да, ребята, каждый из вас старался, и у каждого получилась интересная и работа. А вы подумайте и скажите, все ли дети выполнили мои требования к выполнению работы? (ответы детей). Правильно, только тогда получается интересная и красивая работа. А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
Татарская национальная игра «Тюбетейка.