Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель.
Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о кустарниках и деревьях.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Предварительная работа:
- Наблюдение за кустами и деревьями на участке детского сада.
- Игры «С какого дерева детки?», «Соберитесь вокруг березы» (рябины, липы и др.) и т.п.
- Сбор листьев для гербария.
- Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.
- Труд на участке детского сада.
- Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза».
Ход занятия:
1. В гости к ребятам приходит кролик, грустный и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи какие-то и короны. (Показывает план.)
Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич - это схема дерева, а «корона» - этосхема куста. Кролик спрашивает: «Как вы различаете деревья и кусты?». Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты - низкие, имеют несколько стволов.
2. Игра «Выбери правильно».
К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста- картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.
3. Беседа «Какие растения есть на нашем участке детского сада».
Вопросы:
- Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада? Дети рассказывают и показывают картинки.
- Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?
- Как ухаживаете за растениями на участке?
- Что это у вас в группе за листочки такие красивые? Дети отвечают, что это за листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.
4. Игра «С какого дерева листок».
Дети делятся на две группы - одни деревья, а другие - листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.