Автор: Мокринская Лидия.
Задачи:
Образовательные: формирование правильного артикуляционного уклада при произнесении слогов, слов, предложений; закрепление знаний о характеристике звуков; работа над звуковым анализом слога; Формировать у детей навык определения смысловой основы предложения.
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции, фонематического слуха.
Воспитательные: воспитывать стремление овладеть правильной речью, аккуратно заполнять тетрадь.
Оборудование: карандаши, обводилки, профиль звука «р», зеркала, картинки с условным обозначением артикуляционного упр., картинка с изображением машины.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте! Я рада встрече. Надеюсь, сегодня вы меня порадуете. Вижу, блеск в глазах, и уже читаю в них умные мысли. Предлагаю превратиться в строителей и выполнить их работу.
Пластический этюд: Поднимите воображаемое тяжелое ведро с краской (напряжение), а теперь опустите его (расслабление). Вот какая нелегкая работа у строителей.
Дети выполняют упр. 2-3 раза.
2. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Мы тоже занимаемся очень важной работой: готовимся стать взрослыми людьми, умными, грамотными, а, может быть, даже и великими. Для этого нужно поработать пальчиками. Предлагаю взять в руки карандаши и обвести рисунок по точкам. В то время, когда вы работаете карандашом, проговаривайте название предмета.
Дети работают в тетради с обводилками.
3. Отгадывание звука по описанию.
Логопед: Послушайте мое описание: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?
Логопед показывает профиль артикуляционных органов при произнесении этого звука. (Ответ детей.)
4. Объявление темы.
Логопед: Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук «р» красиво и правильно в слогах и словах.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Для начала подготовим наш язычок (дети выполняют упражнения перед зеркалом): «Заборчик», «Дудочка», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Барабанщик», «Футбол».
Логопед показывает условное обозначение упражнения.
6. Изолированный звук.
Логопед: Чтобы отчетливо услышать звук «р» , мы поработаем как мотор у машины (логопед дает картинку с изображением машины, ребенок ведет пальцем и рычит).
7. Характеристика звука.
Логопед: Расскажите о звуке «р», какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? (Ответы детей.)
8. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Люди могут заниматься разными делами, но очень часто нужны предметы-помощники - инструменты. Сейчас я буду называть предметы, а вы внимательно слушайте и, если услышите звук «р» в слове, хлопайте в ладоши.
Логопед называет слова: лопата, шприц, молоток, кисть, топор, дрель, карандаш, мольберт.
9. Физминутка.
Логопед: Когда хорошо поработал, можно и отдохнуть. Поиграем?
Мы с комочками играем,
Очень ловко вверх кидаем.
Опускаем дружно вниз.
Наклоняйся, не ленись.
Вправо-влево,
Вверх и вниз, назад-вперед,
Говорим наоборот,
Далеко (а наоборот) близко,
Высоко-низко.
Мы с комочками играем
И слова мы повторяем.
(дети выполняют движения согласно тексту)
10. Автоматизация звука в слогах.
Логопед: Отдохнули? Теперь за работу.
Чистоговорки:
Ар-ар-ар, вот идет пар.
Ор-ор-ор, это поет хор.
Ир-ир-ир, я люблю кефир.
Ра-ра-ра, играет детвора.
Ро-ро-ро, старое ведро.
Ру-ру-ру, вафли я беру.
Ры-ры-ры, полетели комары.
11. Автоматизация звука в словах.
Игра «Доскажи словечко»:
«Как бы мне пошла корона!»-
Важно каркает …(ворона).
***
Кто имеет один рог?
Отгадайте - …(носорог).
***
Захотела кошка спать,
Вот и лезет на ...(кровать).
***
Научись держать в порядке
Свои книжки и ...(тетрадки).
12. Автоматизация звука в предложениях.
Логопед: Послушайте предложения. Все ли здесь правильно? Если найдете ошибку, исправьте ее.
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Арбуз угостил Артема.
Куры кормят Марусю.
Рыба поймала рыбака.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды.
13. Домашнее задание.
Логопед: Дома нужно нарисовать или подобрать картинку, в названии которой есть звук «р».
14. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (Логопед оценивает работу детей.)