Автор: Мокринская Лидия.

Задачи:

Образовательные: формирование правильного артикуляционного уклада при произнесении слогов, слов, предложений; закрепление знаний о характеристике звуков; работа над звуковым анализом слога; Формировать у детей навык определения смысловой основы предложения.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции, фонематического слуха.

Воспитательные: воспитывать стремление овладеть правильной речью, аккуратно заполнять тетрадь.

Оборудование: карандаши, обводилки, профиль звука «р», зеркала, картинки с условным обозначением артикуляционного упр., картинка с изображением машины.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте! Я рада встрече. Надеюсь, сегодня вы меня порадуете. Вижу, блеск в глазах, и уже читаю в них умные мысли. Предлагаю превратиться в строителей и выполнить их работу.

Пластический этюд: Поднимите воображаемое тяжелое ведро с краской (напряжение), а теперь опустите его (расслабление). Вот какая нелегкая работа у строителей.

Дети выполняют упр. 2-3 раза.

2. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы тоже занимаемся очень важной работой: готовимся стать взрослыми людьми, умными, грамотными, а, может быть, даже и великими. Для этого нужно поработать пальчиками. Предлагаю взять в руки карандаши и обвести рисунок по точкам. В то время, когда вы работаете карандашом, проговаривайте название предмета.

Дети работают в тетради с обводилками.

3. Отгадывание звука по описанию.

Логопед: Послушайте мое описание: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

Логопед показывает профиль артикуляционных органов при произнесении этого звука. (Ответ детей.)

4. Объявление темы.

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук «р» красиво и правильно в слогах и словах.

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Для начала подготовим наш язычок (дети выполняют упражнения перед зеркалом):  «Заборчик», «Дудочка», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Барабанщик», «Футбол».

Логопед показывает условное обозначение упражнения.

6. Изолированный звук.

Логопед: Чтобы отчетливо услышать звук «р» , мы поработаем как мотор у машины (логопед дает картинку с изображением машины, ребенок ведет пальцем и рычит).

7. Характеристика звука.

Логопед: Расскажите о звуке «р», какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? (Ответы детей.)

8. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Люди могут заниматься разными делами, но очень часто нужны предметы-помощники - инструменты. Сейчас я буду называть предметы, а вы внимательно слушайте и, если услышите звук «р» в слове, хлопайте в ладоши.

Логопед называет слова: лопата, шприц, молоток, кисть, топор, дрель, карандаш, мольберт.

9. Физминутка.

Логопед: Когда хорошо поработал, можно и отдохнуть. Поиграем?

Мы с комочками играем,

Очень ловко вверх кидаем.

Опускаем дружно вниз.

Наклоняйся, не ленись.

Вправо-влево,

Вверх и вниз, назад-вперед,

Говорим наоборот,

Далеко (а наоборот) близко,

Высоко-низко.

Мы с комочками играем

И слова мы повторяем.

(дети выполняют движения согласно тексту)

10. Автоматизация звука в слогах.

Логопед: Отдохнули? Теперь за работу.

Чистоговорки:

Ар-ар-ар, вот идет пар.

Ор-ор-ор, это поет хор.

Ир-ир-ир, я люблю кефир.

Ра-ра-ра, играет детвора.

Ро-ро-ро, старое ведро.

Ру-ру-ру, вафли я беру.

Ры-ры-ры, полетели комары.

11. Автоматизация звука в словах.

Игра «Доскажи словечко»:

«Как бы мне пошла корона!»-

Важно каркает …(ворона).

***

Кто имеет один рог?

Отгадайте - …(носорог).

***

Захотела кошка спать,

Вот и лезет на ...(кровать).

***

Научись держать в порядке

Свои книжки и ...(тетрадки).

12. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Послушайте предложения. Все ли здесь правильно? Если найдете ошибку, исправьте ее.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз угостил Артема.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

13. Домашнее задание.

Логопед: Дома нужно нарисовать или подобрать картинку, в названии которой есть звук «р».

14. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (Логопед оценивает работу детей.)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить