Цели педагогических технологий:
Здоровьесберегающие технологии (использование разнообразных видов деятельности, обучение безопасному проведению опытов),
Исследовательские методы (развивать индивидуальный путь развития ребёнка, развивать личный интерес у детей, учить видеть проблему и пути её решения).
Игровые методы (формировать разнообразные умения и учебные навыки, расширять кругозор, развивать познавательную сферу).
Обучение в сотрудничестве (учить ребят решать чётко поставленные задачи при взаимодействии со сверстниками).
Информационно-коммуникационные технологии – мультипроект (развивать коммуникативную, социальную и экологическую компетентность детей дошкольного возраста).
Цель путешествия:
Развитие у детей мыслительных операций.
Развитие у детей элементарных представлений о физических явлениях, стимулирование самостоятельного формулирования выводов детьми;
Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности.
Развитие активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого потенциала и проявление своей индивидуальности.
Оборудование и материалы:
Технические средства - компьютер, экран, мультипроект «Путешествие с Лунтиком», магниты полосовые (каждому ребёнку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие), лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, штатив с гвоздём, висящим на нитке, лист бумаги, стекло, толстая книга, картон (на каждого ребёнка), железные опилки, подковообразный магнит.
Ход путешествия
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками.
Воспитатель: Все встали в круг, взялись за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажите волшебное заклинание. Кто знает волшебное заклинание? (Ответ ребёнка).
Воспитатель: Возьми палочку и говори заклинание.
Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату. Наше путешествие мы начнем с первого волшебства. Посмотрите, у нас появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: А какой он на ощупь? (Ответы детей - холодный, твердый, железный, тяжёлый).
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? Магниты бывают разных форм и размеров. Этот предмет нам поможет совершить первое волшебство. Ребята, у вас на столе стоит чудо коробка. Давайте заглянем туда, что вы видите? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, там лежат разные материалы - и ткань, и бумага, и кусочки резины, и кусочки оранжевой меди, и пластмассовые тарелочки, и серебряные ложечки, и железные скрепки. Из этой коробки вы можете взять три предмета из разного материала. Что вам понравилось? Что вы взяли? (Ответы детей)
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит? Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Что у вас получилось?
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какими интересными свойствами обладают наши камушки.
(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Воспитатель: Расскажите мне, что же вы увидели. (Ответы детей - дети обмениваются опытом о том, что у них получилось).
Воспитатель: Какой вывод мы с вами сделаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Только железные предметы как будто приклеились к магниту. Предметы из других материалов не намагничиваются. Это свойство примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит. Продолжаем наше путешествие. Ребята, вы помните правила безопасности и правила поведения в нашей волшебной стране? Давайте вместе их вспомним. Помогут нам в этом наши волшебные карточки. (Ответы детей).
Воспитатель: Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус». А поможет нам в этом удивительная план-карта. Давайте изучим нашу карту, она нам подскажет, как правильно провести опыт, что за чем надо делать. Ребята расскажите мне, что нужно делать, смотря на картинки. (Дети самостоятельно проводят опыт).
Опыт: Дети берут банку, наливают воду. В банку кидают скрепки, пуговицы. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает скрепку.
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать скрепку из воды, не замочив рук? (Ответы детей).
Вывод: Стекло проводит магнетизм.
Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Магнетизм.
Игра с мячом: Воспитатель называет предмет и кидает мяч. Ребёнок ловит мяч, если воспитатель называет металлический предмет.
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебства. А как вы думаете, какие фокусы мы можем ещё сделать при помощи магнетизма? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, посмотрите, что тут лежит на полу. В конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру? У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.
Игра: На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной).
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка? Давайте повторим ее движения. Ребята, возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто «танцует»). Почему двигается скрепка? (Ответы детей).
Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в мини-кинозал, посмотреть мультипликационный фильм «Лунтик и его друзья» про магнит.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо, что путешествовали вместе со мной. Но наше путешествие закончилось. Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства? («Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске). Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
Автор: воспитатель М.С. Брейтман (детский сад №61, г.Санкт-Петербург, Фрунзенский район).