Поиск по сайту

Автор: Кузьменко Оксана Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Василёк» (г. Рубцовск).

Образовательная область: Художественное творчество.

Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.

Программные задачи:

Образовательные:

Познание:

- уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

Художественное творчество:

- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;

-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.

Коррекционно-развивающие:

Познание:

- развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;

- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

- совершенствовать умение работать по схеме.

Художественное творчество:

- учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.

Социализация:

- повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.

Здоровье:

- совершенствовать общую и мелкую моторику.

Речевые:

Коммуникация:

- активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);

- упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида;

- учить отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;

- побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

Воспитательные:

Социализация:

- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

- вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

Лексический материал:

Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.

Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.

Предварительная работа:

- чтение стихотворений о птицах;

- загадывание загадок;

- чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;

- рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;

- выделение особенностей строения и внешнего вида;

- дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

- лепка снегиря;

- разучивание физминутки «Прилетели птички»;

- оформление листов-панно для аппликаций;

- заготовка деталей хвоста и крыла;

- объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».

Оборудование: плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.

Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.

Действия детей Действия педагога Примечани
1.Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

Дети вспоминают и договаривают пословицы.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.

- Всякая птица…

- У каждой пташки…

- Журавль прилетел…

- Соловей берёт пением…

- Сколько кукушка не кукуй…

- Воробьи под кровлю…

Мотивация детей на участие в процессе обучения
2.Вступительная беседа:

Дети садятся на ковёр в удобных позах.

Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя.

Взрослый предлагает ребятам присесть.

- Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?

Звучит голос:

- Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.

К нам пришёл волшебник злой.

Он руками замахал

И всех птиц заколдовал.

Вы письмо скорей прочтите,

Бедным птицам помогите.

- Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.

Чтение письма:

- Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.

- О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)

- О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.

- А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).

- Вот и снегирь свой клюв повесил.

Звучит музыка - голоса птиц.

Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация  в речи прилагательных.

3.Основная часть

а) Сообщение темы

Дети предлагают варианты решения проблемы.

- Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение?

- Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».

Определение темы и цели деятельности

б) Показ и анализ образца

(см. Приложение 1)

Дети садятся на стулья.

Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы.

- Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу?

- Назовите части тела птицы.

- Давайте посчитаем их.

- Какая по форме голова птицы?

- Какое по форме туловище снегиря?

- Какой формы глаз?

- Какой по форме клюв?

- Какого цвета бумага нам понадобится для работы?

- Какие части тела у снегиря чёрного цвета?

- Какое по цвету туловище у снегиря?

- Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.

- Где на листе расположен снегирь?

- Как расположено туловище птицы?

- Где расположена голова?

- Где расположен хвост?

- Где находится крыло?

- Где расположены лапки?

-Где на голове нашего снегиря находится глаз?

- Где расположен клюв?

- В какую сторону смотрит снегирь?

- Сравните голову и туловище. Что больше?

- Сравните туловище и хвост, что длиннее?
Уточнение особенностей внешнего вида снегиря.
в) Составление последовательности выполнения работы
Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. (см. Приложение 2)

- Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу.

- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.

- Что будем делать потом?

- Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.

- Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше?

- Надо разложить все детали на картоне.

- Расскажите о следующем шаге.

- Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

(По аналогии разбирается вся схема)
Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.
г) Физминутка

Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение:

руки скрещены, повернуть ладонями к себе,

большие пальцы соединены друг с другом;

ладони имитируют взмахи крыльев;

присесть на корточки, руки за спину;

пальцами постучать по полу;

покружиться на месте;

наклоны головы вверх-вниз;

руки на пояс, движения локтями;

повороты головы вправо-влево;

бегут на стульчики.

-Покружились, покружились

И все в птиц мы превратились.

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водичку попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели

И на место улетели.

Снижение физической усталости, морального напряжения.

Развитие общей и мелкой моторики.
д) Повторение последовательности выполнения работы

Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы.

Ребёнок выходит к  доске и выкладывает детали.

- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.

Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.

Разложить все детали на картоне.

- Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону. Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.

- Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.

- Что будем делать дальше?

Сначала надо наклеить туловище.

Потом наклеить голову.

Затем будем клеить хвост.

Потом приклеить крыло.

Дорисовать лапы, клюв, глаза.

- Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.
Развитие планирующей функции речи.
е) Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу.

В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.

Например:

- Что надо наклеить сначала?

- Что ещё надо обвести?

- Что ты уже вырезал?

- Что ты рисуешь?

Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков.

з) Анализ детских работ

Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом.

Ребята отмечают работы, которые им понравились,свой выбор аргументируют.

Дети хлопают в ладоши.

Чтение стихотворения о снегире.

- Посмотрите на всех птиц.

- Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

- Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.

- Расскажите о понравившейся вам птице

- Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько?

- Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

- Давайте порадуемся вместе с ним.

- Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы.

- Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках?

- Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение?

Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников.

Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении).
4.Организационное окончание.

Свободные высказывания детей о том, чем они занимались.

Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их.

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось?

- Расскажите, как мы выполняли аппликацию?

- Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.

Обучение элементам рефлексии

Приложение 1.

снегирь на ветке

Приложение 2.

снегирь на ветке снегирь на ветке
снегирь на ветке снегирь на ветке
снегирь на ветке снегирь на ветке
снегирь на ветке снегирь на ветке
снегирь на ветке снегирь на ветке
снегирь на ветке снегирь на ветке

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить