Автор: Рогожина Надежда Николаевна, воспитатель высшей категории МДОУ комбинированного вида д/с № 6 «Солнышко» (Талдомский район, Московская область).
Задачи:
- показать, что в природе все взаимосвязано (гибель одного объекта ведет к гибели другого);
- расширять представления о животных и растениях болотистой местности;
- знакомить с образом существования этих животных: окружающей средой, питанием, приспособленностью к условиям;
- различать и классифицировать: животных, птиц, перелетных птиц, земноводных; растения: ягоды на болоте, грибы;
- воспитывать умение делать выводы из сложившейся ситуации;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- учить находить варианты возможного спасения окружающей среды;
- развивать умение отстаивать свою точку зрения.
Ход:
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к маленькому лягушонку и послушать про него рассказ, говорит и показывает на фланелеграфе.
Воспитатель: В одном маленьком лесном болотце жил лягушонок Кваки. Жил он весело и беззаботно, как множество его друзей - маленьких лягушат. Жил, не тужил. Прыгал с кочки на кочку. А когда было жарко, прятался (где?) в прохладной тине. Питался (чем?) комарами да мухами. В этом же болотце жили бобры. Они строили под водой свои домики (как называются?) - хатки. Возводили запруды из больших сучков и маленьких веточек (зачем?). Так они поднимали воду в болотце, чтобы оно не пересохло.
Назовите птиц болотистой местности.
Дети. Цапля, утка, журавль.
Воспитатель: Часто лягушонок играл в прятки с цаплей, уткой и журавлем, которые так и норовили поймать его и съесть.
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дети из представленных картинок выбирают лишнюю, объясняют свой выбор.
Цапля, утка, лягушка, журавль;
Утка, бобр, журавль, цапля.
Физкультминутка «Лягушка»
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Прыг - скок, прыг- скок –
Под кусток и молчок.
Дети выполняют движения соответственно тексту. Далее располагаются за столами.
Воспитатель. Так и жил лягушонок Кваки. Радовался хорошей погоде. А какие растения и ягоды растут в болотистой местности?
Дети называют.
Воспитатель: Любовался лягушонок выросшим по краям болта рогозом, сочно-бордовыми ягодами клюквы во мхах. Ими прилетали полакомиться тетерева и глухари.
Дидактическое упражнение «Назови лишнюю птицу». Глухарь, цапля, журавль, утка. Лишний – глухарь, так как это лесная птица. Остальные птицы обитают в болотистой местности. Глухарь – птица зимующая, остальные – перелетные.
Цапля, тетерев, утка, журавль. Лишний – тетерев. Тетерев – птица лесная. Остальные птицы обитают в болотистой местности. Тетерев - зимующая птица, остальные – перелетные.
Воспитатель. Лягушонок часто заглядывал в лес, где росло много грибов и ягод. Назовите грибы и лесные ягоды. (Выставляет картинки.) Белки радостно прыгали с ветки на ветку. Запасали грибы да орехи. К зиме утепляли дупло мхом. Дятел звонко стучал по стволам деревьев своим острым клювом (зачем?). Доставал липким язычком жуков – короедов. Но вот однажды пришел человек, чтобы набрать в лесу орехов, да клюквы на болте. Неуютно ему показалось, сыро. Идти неудобно, того гляди – увязнешь в болоте. Решил человек осушить его. Пришла техника. Осушила болото. Негде стало жить лягушатам и бобрам. Исчез рогоз и мхи. Нечем стало питаться уткам, цаплям и журавлям. Недостаточно стало влаги в лесу. Погибла грибница. Стали сохнуть корни деревьев, деревья – погибать. Нечем стало питаться белкам. Исчезли грибы, орехи и шишки. Все звери и птицы отправились искать другое жилище (почему?). Вернулся человек. Ни грибов, ни ягод в лесу, ни клюквы на болоте не стало. Нечего собирать человеку. И решил он тогда…
Предлагает детям варианты ответов:
- нельзя осушать болота, иначе все погибнет;
- техника помогла восстановить болото, и опять поселились там…
Но прежде чем это произошло, человек затратил много сил и времени.
Дети выбирают вариант или предлагают свои окончания.
Воспитатель просит детей сделать зарисовки по мотивам рассказа.