Поиск по сайту

Автор: Попова Альбина Васильевна, воспитатель МБДОУ Д/сад ОВ №42 (г. Усолье-Сибирское, Иркутская область)

Цели:

- Расширить познавательные интересы детей, систематизировать знания о весне.

- Формировать доказательность речи, умение высказывать свое мнение, аргументировать его, устанавливая причинно-следственные связи, умение выразительно пересказывать текст.

- Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, брать на себя роль ведущего, умение работать в парах.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Планируемые результаты:

- умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

- умеют строить сложные предложения, устанавливая зависимость явлений природы;

- могут выразительно передавать содержание рассказа, сохраняя последовательность событий;

- имеют представление о порядковом счете, геометрических фигурах;

- активно взаимодействуют со сверстниками, умеют работать парами;

- могут определить и выделить признаки весны, раскрашивая их на карточках.

Оборудование: картина к рассказу «Почему белочка не узнала своего друга?», иллюстрации «Весна», карточки «Приметы весны», ребусы, шкатулка.

Предварительная работа: чтение рассказа «Почему белочка не узнала друга?», рассуждение над фразеологизмами, пословицами, наблюдения за изменениями в природе.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Дети рассматривают шкатулку, на которой написано «Листочки».

В: Как вы думаете, что там может быть?

листочки с дерева

листочки из книги

листочки из альбома

Дети отвечают: «Я думаю…», «Я считаю…».

В: Давайте откроем и посмотрим. Да это листы альбомные. Что на них?

Д: Ребусы.

В: Что это значит?

Д: Надо разгадать, объяснить, доказать.

Ребусы (март, апрель, май, весна).

ребусы

В: Назовите первый месяц весны? Второй? Третий?

В: Назовите самый холодный месяц? Самый теплый? Почему?

В: Почему это время года называют «ранняя весна»?

В: Почему май называют «цветущей весной»?

В: Почему весну называют «утром года»?

В: В шкатулке есть что-то?

Показываю геометрические фигуры. Дети рассматривают их, считают.

геометрические фигуры

В: Сколько всего геометрических фигур? Назовите их.

В: А вас сколько?

В: Для вас эта геометрическая фигура-символ, по которому вы должны найти себе задние.

В: Каким образом, надо поступить, чтобы все дети участвовали в работе.

Д: Разделиться парами!

Дети самостоятельно распределяются в пары.

В: Теперь найдите соответствующий значок-символ на столе и выполните задание.

карточки

карточки

На столах расположены карточки, на одной стороне которой геометрическая фигура, на другой описано задание, которое надо выполнить в соответствии с данным символом. Здание дети читают сами.

 «Закончи предложение»

- Появились проталины, потому что…

- Грязный снег тает быстрее, потому что…

- Снег в лесу тает медленнее, чем в городе, потому что…

- Медведь зимой спит, потому что…

В: Ребята, выполнив задание, вы должны найти место своей фигуры в нашем знаке вопроса, вставив ее обратной стороной. Наташа будет сегодня помощницей. Подходите к ней. Она расскажет, что нужно делать.

«Исправь ошибку»

- Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

- Наступила весна, потому что прилетели птицы.

РОМБ «Лишнее слово»

- Быстро, скоро, медленно, проворно, живо.

- Прошлое, минувшее, будущее, прошедшее

- Вместе, сообща, заодно, врозь, совместно

- Тишина, молчание, безмолвие, гам, затишье

«Когда так говорят?»

- Вместе тесно, а врозь скучно.

- Поспешишь, людей насмешишь.

- Медведь на ухо наступил.

- Ворон считать.

«Найди пару»

Пробка – плавать.

Камень – (пловец, тонуть, бросать)

Стол – скатерть

Пол – (мебель, доски, ковер, пыль)

Дождь – зонтик

Мороз – (полка, холодно, шуба, зима)

Ухо – слышать

Зубы – (видеть, лечить, рот, жевать)

По мере выполнения задания, дети самостоятельно собирают знак вопроса, используя обратную сторону значка – символа, и идут к столу помощницы - Наташе.

Наташа:

1. Выберите картинку со временем года «весна». Почему ты выбрал(а) эту картинку?

Дети объясняют двумя - тремя предложениями, указывая признаки весны.

2. Возьмите карточку и раскрасьте только признаки весны.

Самоконтроль. Проверить правильность выполнения задания  дети могут самостоятельно. На мольберте карточка для проверки, прикрытая листом бумаги.

Физминутка. Игра в кругу с мячом: «Назови пословицу, поговорку о весне». Дети бросают мяч друг другу, называя пословицу.

В: Ребята, прошу вас подойти к столу. Это наш любимый знак вопроса. Что здесь написано?

знак вопроса

Дети читают: вопрос, доказательство, рассуждение, вывод.

Д: Значит, мы должны что-то объяснить, доказать, сделать вывод, т.е. ответить на вопрос.

Дети рассматривают картину к рассказу «Почему белочка не узнала друга?» и пересказывают его.

В: Что необходимо сделать, чтобы этот рассказ стал рассказом-рассуждением?

Д: Надо поставить вопрос, на который нужно ответить.

Дети формулируют вопрос к рассказу.

Д: Почему белочка не сразу узнала своего друга?

зайка

Предполагаемые рассуждения детей:

- Я думаю, белочка не сразу узнала своего друга зайчонка, потому что у него изменился цвет меха (шубки).

- Так как зимой зайцы белые, а с наступлением весны они становятся серыми. Это их защищает от хищников. Поэтому белочка не сразу узнала зайчонка сразу. Ведь он стал серым.

В: Молодцы, вы сумели доказать, ответить на вопрос. Вас ждет сюрприз.

В: В шкатулке остались еще листочки. Это «Волшебные картинки».

Детям вручаются листы, на которых луком, молоком изображены белка на дереве, заяц у куста, заяц у пня.

В: Чтобы увидеть эти картинки, дома вместе с родителями лист надо прогладить горячим утюгом и выяснить «Почему так получилось? Почему картинка проявилась?»

В: Молодцы, вы хорошо поработали! Вы умеете рассуждать, доказывать, делать вывод.

Рассказ «Почему белочка не узнала своего друга?»

Холодной зимой подружились белый зайчишка и серенькая белочка. Они весело играли в прятки, пятнашки. Стало пригревать солнышко. Появились проталины. Наступила весна. Как всегда, зайчонок прискакал к сосне, где они любили играть. Но белочка не сразу узнала своего друга зайчика.

Добавить комментарий