Автор: Борщёва Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад станицы Северская, Северский район, Краснодарский край.
Программные задачи:
Формировать экологическую культуру дошкольников.
Обобщить представления детей о свойствах воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, зависимость состояния воды от температуры.
Вызвать желание экспериментировать.
Определять форму реальных предметов, сравнивать их с геометрическими фигурами.
Активизировать речь детей, развивать диалогическую сторону речи.
Развивать познавательный интерес к природе.
Уточнить знания детей о различных природных явлениях.
Вызвать эмоциональный отклик детей, желание помочь другому.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивать творческие способности детей.
Оборудование: Золотая рыбка на магните, ширма с декорацией «Пруд». Фонограммы: «Звуковое письмо рыбки», «Звуки дождя», песня «Пусть падают капли». Колпачки на каждого ребёнка. Иллюстрации к сказкам. Игрушечные животные, стол для игр с водой и песком 3-х секционный. Зонт с ленточками. Стол для игр с водой. Кусочки льда, тёплая вода. Предметы для опыта «Тонет – не тонет». Волшебная палочка, сундучок. Атрибуты для фокуса «Чернила»: баночка с раствором крахмала, баночка с раствором йода. Мыльные пузыри. Аквариум с рыбкой. Ватман, кисти для рисования, баночки для краски.
Ход занятия
1. Воспитатель:
Ребята, подойдите все ко мне.
Поговорим сегодня о воде.
Вы слышите журчанье ручейка?
Давайте мы поищем, где вода.
Дети оглядываются, подходят к ширме.
Вот перед нами пруд.
А где вода?
Вы слышите,
Звучат здесь голоса?
Фонограмма: «Ребята, злой волшебник заколдовал меня и мою речку. Справиться со злым волшебником могут только добрые дети, которые всё-всё знают о воде. Помогите мне, пожалуйста!»
2. Д/и «Найди воду на картинках».
Воспитатель:
Будем рыбке помогать
И заданья выполнять?
Ребята, у меня есть волшебные капельки, но воспользоваться ими мы сможем только, если правильно выполним задания.Чтобы рыбке нам помочь, давайте найдём, где в картинках спряталась вода.
Д/и «Найди воду в картинках». Картинки: речка, снежинки, дождь, роса на цветке, облако, стакан, морковь, камень и др.
- Молодцы, ребята, За правильно выполненное задание мы получаем капельку.
3. Д/и «Где живут животные?»
Д/и «Где живут животные?». Дети располагаются вокруг стола для игр с водой и песком, в одном секторе находятся разные животные, задание – найти животных, обитающих в воде.
- А вот еще одна капелька!
4. Д/и «Вода в сказках».
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
Есть сказки, где живёт вода.
Мне найдите их, друзья.
Д/и «Вода в сказках». Иллюстрации из сказок: «Снегурочка», «Снежная королева», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Приключение Буратино» и др.
- Получаем капельку.
5. Экспериментирование с водой.
- А вы хотите превратиться в волшебников? Давайте, мы, как в сказке, будем совершать чудеса.
Дети надевают колпачки.
Экспериментирование:
Рассматривание кусочка льда – холодный, твёрдый, прозрачный.
Экспериментирование с водой – тёплая, прозрачная, жидкая, чем пахнет и т.д.
Кладём лёд в воду – что происходит? (лёд не тонет – почему? – тает, превращается в воду).
Эксперимент «Тонет – не тонет» (на какие геометрические фигуры похожи кораблики; что произойдёт с предметами, если опустить их в воду?). Как много капелек мы уже насобирали.
6. Физкультминутка «Танец с зонтиками».
Фонограмма «Звук дождя».
Воспитатель: Слышите? Уже начинается дождик. А вы не боитесь дождя? Давайте, мы с вами потанцуем под зонтиками. Молодцы! А вот и еще одна волшебная капелька упала на наш зонтик.
7. Фокус «Чернила».
Воспитатель: Чудеса продолжаются. Теперь волшебницей буду я.
Фокус «Чернила» - баночка с раствором крахмала, баночка с раствором йода, оба раствора перемешиваются, получаются чернила – краска.
8. Изобразительная деятельность «Портрет воды».
Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами можем нарисовать портрет воды.
Коллективная работа «Портрет воды».
- Какой красивый получился портрет воды. Мы заработали еще одну капельку.
9. Речевая игра «Назови правильно».
- У меня есть для вас ещё капельки, только я могу их отдать за очень трудные задания. Хотите?
Скажи наоборот: злой – добрый.
Что лишнее: красный, синий, спелый.
Что бывает круглым?
Что хорошего в дожде?
Узнай по описанию (рыжая, хитрая, плутовка).
Назовите дни недели.
Времена года.
Подскажи словечко (у коровы – телёнок, а у овцы - ?).
10. Фонограмма «Звуки воды».
Воспитатель: А вы узнали голос воды?
Фонограмма «Волшебная музыка», появляется настоящая рыбка, звучит фонограмма:
Спасибо вам, ребята,
Что мне вы помогли.
В аквариуме много
Моём теперь воды.
Вода дала мне жизни
Живительный глоток.
Мои друзья, родные –
Река и ручеёк.
За всё живое, что есть на планете,
Запомните, дети, все мы в ответе.
За всё я вас благодарю
И подарок вам дарю.
Рыбка дарит детям мыльные пузыри, дети играют с ними.