Автор: Русских Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ № 68 (г. Белгород)
Программное содержание: закрепить умение составлять задачи, составлять лестницу по длине ступенек (от самой длинной до самой короткой) от 1 до 11 ступенек; ориентировку в пространстве; продолжать закреплять умение делить слова на слоги, расставлять ударение; развивать устную речь: составлять описательные предложения о весне; развивать мышление и чтение при самостоятельном прочтении и отгадывании загадок.
Оборудование: сказочные фигурки: мудреца, царицы, царя, петушка; игры, магнитные буквы для слов: М, У, Д, Р, Е, Ц, П, Т, Ш, О, К, Л, Ь, Н, И; элементы лестницы, карточка со словом «Мы»; для каждого: карточка с рисунком и буквы для составления слов; карточка «4-й лишний»; карточка «Найди схему слова»; лесенка от 1 до И ступенек; полкартинки загадки (другая половина - ответы, на столе); палочка, фломастер; чудесный мешочек, подставка, фланелеграф.
Ход занятий.
1. Собрать слово «мудрец». Ребята, у меня рассыпалось слово и буквы перепутались, помогите мне. (Если затрудняются, ставлю первую букву).
2. Да, это слово «мудрец». (Достаю из мешочка фигурку мудреца и ставлю на подставку). А как сказать об это человеке по другому? (Мудрый, умный, много знает, опытный, других учит). Мудрец решил проверить, чему вы научились, поведет вас по этой лестнице. А куда - секрет. Чтобы подняться на каждую ступеньку, нужно выполнить одно его задание. (Высокая подставка, лестница, фланелеграф, графическое изображение заданий).
3. Итак, чтобы подняться на первую ступеньку, посмотрите на карточку («Погода весной»).
О чем будем говорить? (О весне). Поднялись на первую ступень. Кто? (карточка «Мы»).
4. Что это? - Написать слово. Но мы будем его писать не карандашом, но буквам на ниточке.
5. Вот из сказки, словно встарь к нам приходит русский... (Дети говорят: «Царь»). Выставляю фигурку царя. Он тоже для вас приготовил задание:
6. Что означают эти значки? Геометрические фигуры, которые нужно дополнить. Сколько слогов в слове «царь»? Один. Царь вам предлагает следующее задание:
- Что надо сделать? - Разделить слово на слоги и определить ударный слог (карточки у каждого).
7. Трут палочки между ладонями.
8. Загадывать загадки большая мастерица. Пришла из русской сказки заморская … (Царица). Выставляю фигурку. Читают на половинках карточек загадки, отгадывают, подбирают ответ из картинок, выставленных на доске (птицы). Самоконтроль.
9. Царица очень любит шары и вам она принесла красивые, с буквами, но два шара улетели высоко и буквы не видно. Какое же слово здесь написано?
ПЕ * УШ * К (Находят. Выставляю фигурку петушка.)
10. Петушок тоже приготовил задание «4-й лишний». У каждого карточки, зачеркнуть лишнюю картинку (взаимопроверка).
11. Видите, на какой высокой лестнице сидит петушок! Давайте же и мы построим себе такую. (Каждый).
12. Вот и добрались до верхней ступеньки. Куда мы попали? Куда стремились все занятие? Читают «школа». Кто хочет в школу? Почему? (Школьная мотивация).
13. А как будет называться каждый из вас, когда пойдет в школу? – Школьник. (Звуковой анализ цветными фишками).
14. Молодцы! А теперь давайте скажем, из какой сказки к нам пришли персонажи? («Сказка о золотом петушке»).
15. А теперь прочтите эти слова: читают слева сверху вниз (Пушкин):
Полкан
Утки
Шарик
Камыш
Иду
Налип
Кто написал сказку?