Автор: Русских Светлана Александровна, воспитатель МДОУ № 68 (г.Белгород)
Цель:
- Учить ориентироваться по плану, двигаться в заданном направлении.
- Упражнять в выделении одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
- Развивать логическое мышление, творчество, воображение, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять количественный счет и знание геометрических фигур.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к старшим, взаимовыручку.
Оборудование: Куклы: Красная Шапочка, Волк, Бабушка (би-ба-бо). Домик для бабушки с замками разной формы.
Раздаточный материал: Счетные палочки, блоки Дьенеша, листики с геометрическими фигурами для дорисовки, фломастеры. Печка из геометрических фигур. Набор больших цифр от 1 - 6. Ключи с разными замками к домику. Разрезная картинка большого размера «Айболит» (по одной части на каждого ребенка). План - карта пути.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придет гостья. Хотите знать какая? Тогда слушайте мою загадку.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка знает имя свое,
А вы угадайте, зовут как ее?
(Красная Шапочка)
Появляется кукла.
Красная Шапочка: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Красная Шапочка. Ребята, а вы знаете, куда она идет?
Дети: К бабушке.
Воспитатель: Правильно. Мама просила ее отнести бабушке пирожки. Но Красная Шапочка не может сама этого сделать, потому что она еще маленькая и многого не знает. Хотите ей помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Оказывается Красная Шапочка никогда не видела домик, в котором живет ее бабушка. Давайте ей покажем. У каждого из вас на столе лежат палочки. Выложите из них, пожалуйста, домик, в котором живет бабушка.
Дети работают индивидуально.
Красная Шапочка: Ой, какие молодцы! Я и не знала, что домики бывают такими красивыми. Теперь я знаю, в каком живет моя бабушка. Пора идти!
Воспитатель: Красная Шапочка, подожди! А пирожки? Мы поможем тебе их приготовить. Ребята, перед вами лежат разные фигуры. Выберите, пожалуйста, из них только большие, круглые и красные. Это будут у нас «пирожки» с начинкой из малинового варенья. (Дети работают индивидуально). Хорошо, а теперь отнесем в печку, чтобы испечь. (Подходя к печи, но она не открывается). Печка откроется, если мы угадаем, из каких геометрических фигур она состоит.
Дети называют фигуры, печка открывается и они кладут в нее «пирожки», каждый считая до 5.
Воспитатель: Пирожки готовы. Давайте мы их сложим в корзинку. Теперь можно идти к бабушке.
Красная Шапочка: Но я не знаю дороги, как быть?
Воспитатель: Не волнуйся, у нас есть план - карта. На ней нарисован весь наш путь. Мы будем на него смотреть и идти. Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну давайте рассмотрим, как идти. Сначала?
Дети: Прямо.
Воспитатель: Потом?
Дети: Вправо до елки.
Воспитатель: Затем?
Дети: Прямо к пеньку.
И так до конца рассматривают план.
Воспитатель: Ну теперь пошли.
Идут, комментируя каждую часть пути. Дошли до пенька, а на нем сидит Волк.
Воспитатель: Ой, а ты откуда?
Волк: Из сказки. Я давно поджидаю кого-нибудь. Куда идете? Что несете?
Дети сами рассказывают свою историю.
Волк: А я вас не пропущу, пока не поможете мне.
Воспитатель: А что нужно сделать?
Волк: Мне нужно посчитать все, что есть в моих владениях. Все грибы, все цветы, все пеньки, все деревья, всех жучков, все шишки. Чтобы я не забыл это количество, возле каждой группы предметов положите цифры.
Каждый ребенок работает со своей группой предметов.
Воспитатель: Все, мы тебе помогли теперь пойдем.
Волк: Постойте, но это еще не все. Я в лесу нашел какие-то странные картинки и не знаю, что с ними делать. Подскажите, что это такое?
Воспитатель: А это картинки - загадки. Нужно их дорисовать и тогда увидишь, что получиться. Сядь пока отдохни, а мы будем рисовать.
Каждый берет одну картинку и рисует фломастером.
Воспитатель: Вот тебе волк на память от наших детей такие красивые рисунки.
Волк: Ой,ой,ой! Как у меня живот болит, что делать, не знаю!
Воспитатель: Не переживай, Волк,тебе лучше обратиться к Доктору Аиболиту! Он очень добрый и лечит зверей. Мы сейчас тебе сделаем его фотографию, и ты без труда его узнаешь. Ребята, у каждого из вас в руке по одной части общей картинки. Нам нужно сделать одну большую фотографию Доктора Айболита, чтоб Волк смог его узнать.
Дети из частей складывают большую фотографию Айболита.
Волк: Спасибо вам за помощь, ну я побежал к нему. До свиданья!
Воспитатель: Ну что, идем дальше по плану? (вторая часть от пенька).
Красная Шапочка к бабушке шла,
Гостинцы внучка в корзинке несла.
Шла не спеша по красивой тропинке
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстояние прошла незаметно,
В час проходя по два километра.
За три часа до старушки дошла:
«Ой, смотрите, я домик нашла!»
Воспитатель: Вот мы и пришли. Но почему-то дверь не открывается? Посмотрите, ключи висят. Бабушка старенькая, наверное, в кровати лежит и дверь нам открыть не может. Возьмите каждый по ключу. Рассмотрите их, они разные. На доме такие же разные замки. Нужно к каждому замку подобрать ключик, ориентируясь на фигуру, тогда дверь и откроется.
Дети по очереди подходят и подбирают ключи, объясняя свой вы бор.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все сделали правильно, теперь заходите.
В кровати лежит бабушка - кукла би - ба - бо.
Бабушка: Ой, кто пришел! Внученька моя, Красная Шапочка. И гости с тобой пожаловали! Спасибо, что не забыли про меня. А я тут приболела и решила полежать немножко.
Воспитатель: Ты, бабушка лежи, а мы тебе расскажем, с чем нам пришлось столкнуться по дороге к тебе. Дети, давайте вспомним, выполнение каких заданий помогло нам быстро дойти к бабушке?
Дети по очереди еще раз вспоминают, что делали на занятии.
Воспитатель: Ну, все, ребятки, Красная Шапочка остается погостить у бабушки, а мы отправляемся назад, в детский садик. До свиданья, бабушка. До свиданья, Красная Шапочка!